Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Органы дознания

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


План.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ. 5

2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ. 12

3. СООТНОШЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И ЛИЦА, ПРОИЗВОДЯЩЕГО ДОЗНАНИЯ. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 23

Введение.

За время действия нового Уголовно-процессуального кодекса в него внесено более сотни изменений, которые во многом изменили первоначальную модель этого важнейшего нормативно-правового акта.

К сожалению, следует отметить, что, несмотря на внесенные изменения, несовершенство отдельных норм Уголовно-процессуального кодекса нередко позволяет виновным уходить от уголовной ответственности, негативно сказывается на работе следователей и дознавателей, а также подрывает авторитет правоохранительных органов и всего государства в целом. В связи с этим представляется, что необходимо предпринять все усилия для того, чтобы осмыслить и максимально быстро снять имеющиеся противоречия между правовыми положениями и реалиями жизни.

Как в период до принятия УПК РФ, так и в настоящее время одной из острейших проблем является вопрос о процессуальной регламентации дознания и его органов. Данная проблема разрабатывалась Божьевым В.П., Гирько С.И., Лупинской П.А., Мизулиной Е.Б., Петрухиным И.Л., Победкиным А.В., Смирновым А.В. и многими другими учеными-процессуалистами.

Высказываемые в литературе обвинения в адрес разработчиков проекта Уголовно-процессуального кодекса в части процессуальной регламентации дознания обусловлены тем, что, не прислушиваясь к специалистам по отдельным, но крайне принципиальным вопросам на этапе принятия Кодекса, они не проявили должной заинтересованности и тем, что практика применения УПК убедительно подтверждает неверность ряда норм, закрепленных в уголовно-процессуальном законодательстве.

Таким образом, необходимо дать комплексный анализ законодательства, содержащего нормы об органах дознания, выделить различные точки зрения ученых на спорные аспекты данной темы, осветить наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются как на уровне теории, так и практики, а также попытаться сформулировать свое отношение к понятию, сущности, видах и полномочиях органов дознания.

1. Органы дознания: понятия и виды.

Понятие «Орган дознания» прошло правовую эволюцию, в ходе которой в него вкладывался различный смысл и сущность. Хотя нормативного определения законодателем не давалось вплоть до 2002 года, правовую природу данного понятия можно выяснить из термина «дознание».

Дознание впервые появилось в 1864 году в Судебных уставах уголовного судопроизводства. Фактически под дознанием понималась первоначальная проверка информации о преступлении, проводимая полицией. Авторы Устава уголовного судопроизводства, при определении сущности дознания исходили из этимологического происхождения данного слова, которое в то время означало допытываться, узнавать, разыскивать, удостоверяться в чем-либо .

Таким образом, в период дореволюционного судо¬производства сущность дознания заключалась в том, чтобы путем расспросов и наблюдений как гласных, так и негласных, досконально установить и проверить данные о преступлении или проступке до начала процессуальной деятельности следователем, а сами результаты такой деятельно¬сти не имели доказательственного значения в судебных органах.

После революции термином «дознание» стали обозначать иную форму деятельности, а именно деятельность органа дозна¬ния по расследованию преступлений. Первый советский уголов¬но-процессуальный кодекс РСФСР содержал развернутую систему про¬цессуальных норм, подробно регламентирующих деятельность органов дознания по расследованию преступлений, что придало этой деятельности процессуальный характер.

Данное законодательное положение находит свое дальнейшее развитие и в уголовно-процессуальном кодексе 1960 года. Таким образом, под термином «дознание» стали понимать совокупность двух видов уголовно-процессуальной деятельности, присущие органами дознания. Первое направление – это рассле¬дование преступлений, отнесенных к подследственности органов дознания в полном объеме. Второе направление - это начало рас¬следования и производство неотложных следственных действий по преступлениям, подследственных следователю. Первое на¬правление в науке уголовного процесса получило название - пол¬ное дознание, а второе направление именовалось как усеченное дознание, поскольку рассматривалось учеными как «первона¬чальный этап расследования уголовного дела», как «этап, пред¬шествующий следствию», «подсобный ему» и обеспечивающий для него первичный материал» .

В Уголовно-процессуальном кодексе 2002 года впервые на законодательном уровне было закреплено понятие «дозна¬ние». Так пункт 8 ст. 5 УПК РФ определяет сущность дознания – как форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому произ¬водство предварительного следствия необязательно.

Так же впервые дается определение «органа дознания» – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия .

В ст. 40 УПК РФ законодатель дал перечень тех государст¬венных учреждений и должностных лиц, которые вправе обладать статусом органа дознания как участника уголовного судо¬производства.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания от¬носятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы испол¬нительной власти, наделенные в соответствии с федеральным за¬коном полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Чтобы уяснить данное законодательное положение и устано¬вить, что же это за иные органы исполнительной власти, следует обратиться к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» . В статье 13 закона четко перечислены органы ис¬полнительной власти, наделенные полномочиями по осуществле¬нию оперативно-розыскной деятельности. Помимо оперативных подразделений ОВД, указываются также оперативные подразде¬ления: Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы охраны (ФСО), Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ (СВР), Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН).

Таким образом, оперативные подразделения указанных правоохранительных органов наряду с органами внут¬ренних дел являются органами дознания, когда возникает необ¬ходимость осуществления уголовно-процессуальной деятельно¬сти.

Кроме перечисленных государственных органов статусом органа дознания также обладают:

• на основании п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ - Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судеб¬ный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Су¬да РФ и Высшего Арбитражного суда РФ;

• на основании п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ - командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарни¬зонов;

• на основании п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ - органы Государствен¬ной противопожарной службы.

Процессуальная деятельность может осуществляться так¬же:

1) капитанами морских и речных судов; находящихся в даль¬нем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершен¬ных на данных судах;

2) руководителями геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступ¬лениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зи¬мовок;

3) главами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных пред¬ставительств и учреждений.

Объем процессуальных полномочий данных органов огра¬ничивается лишь деятельностью по проверке заявлений (сообщений) о преступлениях, возбуждением уголовного дела и выпол¬нением неотложных следственных действий. Поскольку эти орга¬ны не вправе осуществлять дознание, то и отнесение их к орга¬нам дознания, несмотря на наименование ст. 40 УПК, не вполне логично .

Следует иметь в виду, что государственные учреждения и должностные лица, перечисленные в ст. 40 УПК РФ были созда¬ны государством для решения более непосредственных для них задач в самых разнообразных сферах государственной жизни: ад¬министративной, хозяйственной, оборонной и иных. Так, например, для органов внутренних дел основная задача – это охрана общественного порядка, для ФСБ – охрана государственного строя и суверенитета государства.

Естественно, что, осуществляя эти непосредственные задачи, ведомства и должностные лица действуют за пределами уголов¬ного судопроизводства и, конечно же, не в качестве органов доз¬нания. Вместе с тем при наличии определенных предпосылок, они вправе осуществлять и уголовно-процессуальную деятель¬ность в качестве органов дознания.

Под термином «орган дознания» следует понимать систему государственных учреждений и должностных лиц, уполномочен¬ных законодателем осуществлять уголовно-процессуальную дея¬тельность, отнесенную к их компетенции. В таком аспекте поня¬тие «орган дознания» содержит важное положение. Суть его со¬стоит в том, что государственные органы и должностные лица, указанные в ст. 40 УПК РФ, следует рассматривать в качестве ор¬ганов дознания лишь в том случае, когда они начинают осущест¬влять процессуальную деятельность в сфере уголовного судопро¬изводства, действуют в порядке

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»