Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Получение взятки

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


Получение взятки (ст. 290 УК)

Получение взятки, дача взятки — наиболее опасные виды преступлений, предусмотренных данной главой. Они представля¬ют собой самые острые и, к сожалению, достаточно распростра¬ненные формы коррупции. Совершение этих преступлений не только нарушает нормальную деятельность властных и управлен¬ческих структур, серьезнейшим образом подрывает их престиж, создает у значительного числа людей представление о возможнос¬ти решить вопросы, получить желаемое, спасти себя или других лиц от уголовной и иной правовой ответственности за счет под¬купа должностных лиц, в том числе лиц, занимающих государст¬венные должности, устанавливаемые Конституцией РФ либо фе¬деральными законами либо законами субъектов РФ. Опасность получения и дачи взятки обусловливается и тем, что они доста¬точно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями, как то: организованными хищениями имущест¬ва, с легализацией (отмыванием) денежных средств или имуще¬ства, приобретенных незаконным путем, незаконным изготовле¬нием оружия и т.д. Кроме того, и само взяточничество нередко принимает устойчивые формы. Взяточники объединяются в ор ганизованные группы и преступные сообщества, взяточничеством и другими преступными формами коррупции охватываются в ряде случаев целые хозяйственные и управленческие системы, оно проникает даже во властные и управленческие структуры и в правоприменительные органы.

В ныне действующем постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» указывалось, что в обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого негативно¬го явления значительно возрастает. Посягая на деятельность го¬сударственных учреждений и организаций, оно подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушению принципа социальности справедливости'. Новый УК предусмат¬ривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК) и дача взятки (ст. 291 УК). Условно их можно объединить понятием «взяточничество».

Получение взятки — самое тяжкое из этих преступлений. Осо¬бая опасность его определяется тем, что должностное лицо либо иные лица, указанные в качестве субъектов данной группы пре¬ступлений (пп. 1, 2 и 3 примеч. к ст. 285 УК), используя свое служебное положение, по существу, превращают занимаемую должность и вытекающие из нее возможности в предмет купли-продажи.

Новый УК определяет это преступление как получение долж¬ностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного ха¬рактера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попусти¬тельство по службе (ч. 1 ст. 290 УК).

Объективная сторона получения взятки, таким образом, за¬ключается в получении должностным лицом незаконного имуще¬ственного вознаграждения (взятки) за совершение в пользу взяг-кодателя действий (или бездействия) с использованием своего служебного положения.

Необходимым признаком данного преступления является его предмет — взятка.

В обобщенном виде взятка представляет незаконную выгоду имущественного характера. Новый УК в отличие от предыдущего раскрывает содержание предмета взятки как денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

В приводившемся постановлении Пленума Верховного Суда СССР по делам о взяточничестве разъяснялась суть выгод иму¬щественного характера как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате (как то: предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство ре¬монтных, реставрационных, строительных и других работ)'. На практике наиболее часто предметами взятки являются деньги или ценные бумаги (в частности, акции), дорогостоящие вещи и техника (мебельные гарнитуры, импортная аудио- и видеотехни¬ка, автомашины), антикварные и коллекционные предметы (мо¬неты, марки и т.п.). При этом безвозмездность получения пред¬мета взятки может быть полной либо виновный.получает ценные вещи за бесценок, по значительно меньшей в сравнении с дейст¬вительной цене. В приведенном Пленумом Верховного Суда СССР обзоре дел о взяточничестве с.мечались такие формы получения взяток, как получение без оплаты туристических пу¬тевок для поездок за рубеж или организация круизов, бесплатный ремонт гаража за освобождение от уголовной ответственности и

ДР-'

В настоящий период в условиях перехода к рыночной эконо¬мике выявились новые формы взяточничества, например, за при¬обретение в аренду или собственность помещений, офисов, квар¬тир, земельных участков, за перевод денежных средств со счетов в наличные, за приватизацию предприятий, в частности в сфере торговли и обслуживания населения. Изменились и формы дачи взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают счета в зарубежных банках, приоб¬ретают на их имя или на имя близких им людей недвижимость как в России, так и за рубежом, организуют престижные выезды за рубеж в качестве «специалистов», «консультантов» и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте и т.п.

Из анализа практики вытекают две основные формы получе¬ния взяток — открытая и завуалированная. Первая состоит в непосредственном получении должностным лицом предмета взятки. Вторая облекается во внешне законные формы — совмес¬тительство, разовые либо постоянные выплаты по договору, со¬глашению, премии (если работа не выполняется или для получе¬ния премий либо иных выплат нет оснований).

^ См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 3. ^ См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 6.

1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 3.

В отдельных случаях как получение взятки может оцениваться предоставление незаконной имущественной выгоды не самому должностному лицу, а его близким. Состав преступления будет иметься в такой ситуации при двух условиях: а) вознаграждение (имущественная выгода) предоставляется близким виновного с его согласия и б) использование последним своего служебного положения в пользу «одаривающего».

Уголовный Кодекс говорит о получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Следовательно, не исключа¬ется состав данного преступления и в тех случаях, когда виновный получает взятку от взяткодателя не непосредственно, а через другое лицо (посредника). Необходимо лишь установить в этих случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния с использованием служебного положения в пользу того, от кого получена взятка ит-i кого представляет взяткодатель.

В новом УК объективная сторона данного преступления опи¬сывается как получение взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц'. Использование винов¬ным служебного положения за взятку трактуется в новом УК трояко: как действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, либо как способствование таким действиям (очевидно, других должностных лиц), либо как общее покровительство или попустительство по службе.

Первая форма, наиболее распространенная на практике, пред¬ставляет собой совершение виновным за взятку действий, кото¬рые находятся в пределах предоставленных ему прав и полномо¬чий (для руководителя — прием на работу и увольнение, переме¬щения по службе, взыскания и поощрения и т.п.), или несовер¬шение (непроведение ревизий или инвентаризаций материальных ценностей, сокрытие недостач).

Вторая форма означает использование служебного положения в широком смысле слова, то есть связей с другими должностными лицами, не находящимися в его подчинении, возможность воз¬действовать на них своим должностным авторитетом. Примени¬тельно к УК РСФСР 1960 г. высшие судебные органы также занимали позицию расширительного толкования признака ис¬пользования служебного положения. В упоминавшемся постанов¬лении Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.90 г. по делам о взяточничестве указывалось, что субъектом этого преступления могут быть и те должностные лица, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателей соот¬ветствующих действий, но в силу должностного положения могли принять меры к совершению этих действий другими должност¬ными лицами'.

Представляется, что такая расширительная трактовка будет оправданной только при наличии между доижностным лицом — взяткополучателем и другим лицом, от которого зависит решение вопроса в пользу взяткодателя, отношений, обусловленных имен¬но служебным положением взяткополучателя. И только благодаря этому он имеет возможность воздействовать на тех, кто совершает нужные для взяткодателя действия. Поэтому использование лич¬ных связей (дружбы, родственных отношений) взяткополучателем для обращения к другому должностному лицу, для которого за¬нимаемое виновным положение не имеет никакого значения, должно, по нашему мнению, исключать признак использования служебных полномочий, а стало быть, и состав данного преступ¬ления. На наш взгляд, такие действия при наличии других необ¬ходимых признаков могут рассматриваться как мошенничество.

Третьей формой использования служебного положения взят¬кополучателем закон считает общее покровительство или попус¬тительство по службе. Представляется, что состав данного пре¬ступления будет лишь тогда, когда покровительство (то есть протекционизм) облекается в конкретные преступные проявле¬ния (необоснованное продвижение по службе, выдача незаслу¬женных премий и других поощрений, отпуск руководителям и представителям организаций и фирм товаров, пользующихся наи¬большим спросом и т.п.), а попустительство

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»