←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
Министерство образования Российской Федерации
Лига развития науки и образования (Россия)
Общество возрождения России (Италия)
Международный «Институт Управления»
Ярославский филиал
Контрольная работа
по дисциплине: Уголовный процесс
тема 17: Пределы применения принуждения
в уголовном процессе
Преподаватель: Ермилов
Владимир Яковлевич
Выполнила студентка:
5 курса
юридического факультета
группы: 51 - ЮЗВ
№ зачетной книжки : 1437
Трофимова Марина
Анатольевна
г. Ярославль
2004 г.
Содержание
№ стр.
1.Введение._______________________________________________3
2.Основания и порядок применения мер принуждения.__________4
3. Задержание подозреваемого_______________________________6
4. Иные меры процессуального принуждения._________________10
5. Меры пресечения._______________________________________13
6. Виды мер пресечения.____________________________________20
7. Сроки содержания под стражей.____________________________33
8. Обжалование избранных мер пресечения.____________________36
9. Отмена или изменение меры пресечения._____________________39
10. Заключение._____________________________________________41
Список использованной литературы.___________________________42
1.Введение
Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения. Под государственным принуждением следует пони¬мать внешнее воздействие на поведение людей в целях подчинения их воле государства. Правовое же принуждение выражается в при¬нуждении к исполнению требований права. Оно может выступать в многообразных формах и иметь различный характер. Это и меры воздействия, направленные на устранение неправомерного пове¬дения отдельных лиц и на восстановление нарушенного права; меры, применяемые к участникам процесса в целях пресечения или предотвращения их противодействия ходу уголовного судо¬производства и выполнению его задач. Они могут иметь граждан¬ско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер.
Меры уголовно-процессуального характера, применяемые государственными органами и должностными лицами в качестве спо¬собов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения.
От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуально-правовой характер. В уголовном процессе меры принуждения применяются государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для ус¬пешного хода и порядка уголовного судопроизводства; имеют кон¬кретные цели; применяются при наличии предусмотренных зако¬ном оснований, условий и в порядке, гарантирующем их закон¬ность и обоснованность.
2.Основания и порядок применения мер принуждения.
Общей для всех мер утоловно-процессуального принуждения является возможность их применения независимо от воли и желания лица, в отношении которого они осуществляются. Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К таким ограничениям может относиться ограничение неприкосновенности личности (задержание, арест); свободы передвижения (домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении); права осуществлять трудовую деятельность (отстранение от должности); ограничение права распоряжаться имуществом (наложение ареста на имущество и т.п.). Внешне принуждение выража¬ется в форме психического, физического или морального воздей¬ствия на поведение субъекта как с целью пресечения, так и с целью предупреждения его неправомерного поведения.
В целом меры уголовно-процессуального принуждения можно определить как предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяе¬мые уполномоченными на то государственными органами и долж¬ностными лицами при наличии оснований и в установленном зако¬ном порядке в отношении подозреваемого, обвиняемого, граждан¬ского истца, гражданского ответчика, эксперта, специалиста, переводчика, понятого (ч. 2 ст. 111 УПК) . Эти меры направлены на предупреждение или пресечение неправомерных действий, пре¬пятствующих расследованию, рассмотрению и разрешению уго¬ловного дела, надлежащему исполнению приговора.
По своему назначению меры уголовно-про¬цессуального принуждения могут быть разделены на средства пре¬сечения, предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения.
Цели уголовного судопроизводства должны достигаться при наименьшем ограничении прав и свобод гражданина. Конституция РФ, УПК устанавливают важные процессуальные гарантии этого (ст. 55, 56 Конституции , ст. 6, 10, гл. 12—14 УПК ). К ним относятся установление в законе правила о том, что меры процессуального принуждения могут при¬меняться только по возбужденному уголовному делу. Для примене¬ния мер пресечения и некоторых других мер процессуального принуждения необходимо, как правило, привлечение лица в качестве обвиняемого (например, отстранение от должности) или подозрева¬емого. Закон устанавливает исчерпывающий круг должностных лиц, полномочных применять меры процессуального принуждения, и лиц, в отношении которых они могут быть применены. Меры про¬цессуального принуждения могут быть применены лишь при нали¬чии указанных в законе оснований, под которыми понимаются кон¬кретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прину¬дительного воздействия. При применении принудительных мер пресекательного характера (меры пресечения, привод, задержа¬ние) эти обстоятельства, например, выражаются в предполагаемых или совершаемых противоправных действиях лица.
Закон детально регламентирует процессуальный порядок при¬менения мер принуждения. Они применяются по мотивированно¬му решению соответствующих должностных лиц или суда, а наи¬более строгие из них могут быть применены только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, временное от¬странение от должности). В УПК все меры процес¬суального принуждения делятся на три вида: задержание (гл. 12); меры пресечения (гл. 13); иные меры уголовно-процессуального принуждения (гл. 14).
3. Задержание подозреваемого.
Задержание подозреваемого — мера процессуального принуж¬дения, применяемая органом дознания, дознавателем, следовате¬лем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактичес¬кого задержания лица по подозрению в совершении преступления.(п.11 ст.5 УПК).
По существу — это кратковременное лишение свободы, кото¬рое в силу своей неотложности не требует для его применения согласия суда.
Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обоснованности задержания, четко регламентируя условия, основания, мотивы, порядок, сроки задержания (ст. 91—96 УПК).
Так, задержание может осуществляться только при определен¬ных условиях и по основаниям, указанным в законе.
Лицо может быть задержано лишь по подозрению в соверше¬нии преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Под основаниями задержания понимаются фактические дан¬ные, устанавливающие обстоятельства, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления, а именно:
1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или не¬посредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие и очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление.
Представляется, что закон имеет в виду потерпевших, которые были очевидцами преступления. Не могут быть основанием для задержания показания потерпевшего, например, которое выска¬зывает подозрение в отношении лица, совершившего кражу из квартиры во время его отсутствия;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии «иных данных» (кроме указанных в п. 1—3 ст. 91 УПК), дающих основание подозревать лицо в
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|