Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Преступления против основ конституционного строя

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Введение

В условиях тяжелого кризиса в стране, обострения политической борьбы, сложных, а нередко конфликтных межнациональных отношений, несбалансированности участия государства в формировании новых экономических отношений актуальной остается проблема защиты уголовно-правовыми средствами основ конституционного строя и безопасности государства. Ослабление государственных институтов, порой непродуманные реформы правоохранительных органов и спецслужб сопровождаются ростом преступности, особенно в организованных формах, попытками насильственного захвата власти, активизацией бунтавщиков, призывающих к восстанию, массовым беспорядкам, ведущим к открытому неповиновению требованиям властей, отстранению от власти законно избранных или назначенных государственных деятелей различного ранга, к назначению на их место новых людей, намеренных на основе насильственных действий изменить конституционный строй страны, а также активизацией расистов, действия которых направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды или розни.

Учитывая вышеизложенное, целью настоящей курсовой работы явилось рассмотрение преступлений против основ конституционного строя. К основам конституционного строя относятся закрепленные в главе 1 Конституции РФ положения, являющиеся базовыми для функционирования государства. Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для всей системы действующего законодательства и нормативно - правовых актов Российской Федерации. Поэтому, на наш взгляд, крайне важно рассмотреть положения первой главы Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя РФ.

В связи с тем, что история развития уголовного законодательства о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства берет начало ещё с 1497 года и по сей день положения УК, посвященные преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства, претерпевают изменения, нам представляется целесообразным рассмотрение в представленной курсовой работе этапов эволюции этих преступлений.

В процессе написания курсовой автор использовал:

 нормы уголовного законодательства

 нормы конституционного права

 нормы гражданского права

 работы по уголовному праву профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.Н. Игнатова и доктора юридических наук, профессора Ю.А. Красикова, а также кандидата юридических наук, доцента С.В. Векленко и других авторов.

1. История развития уголовного законодательства о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства

История развития преступлений против государства самым тесным образом связана с развитием самого государства, представлениями о его функциях. По мере того, как шел процесс централизации и образования единого Российского государства, завершение которого связывают с концом XV — началом XVI века, происходило сосредоточение власти в одних руках. Уже в первом крупном общерусском правовом акте — Судебнике 1497 года — перечень наиболее опасных преступлений начинается с причинения смерти своему господину ("государский убойца"), измены, бунта ("крамолы"). Судебник 1550 года дополнил их новыми составами, в том числе о сдаче города неприятелю. Но в своем собственном, политическом смысле интересы государства более или менее системно были поставлены под уголовно-правовую охрану Соборным Уложением 1649 года. Считается, что до законодательства Петра I это был единственный правовой акт о политических преступлениях. В Воинском и Морском уставах Петра I круг наказуемых деяний расширяется; одновременно усиливается ответственность, в частности, за недонесение о злом умысле против государя. В первой половине XVIII века принимаются указы, в которых предписывалось доносить самому государю: 1) о злом умысле против государя, 2) об измене или бунта, 3) о преступлениях против порядка управления. Позднее политическими стали именоваться преступления первых двух пунктов этих указов, т. е. без учета посягательств на порядок управления. Соответствующие акценты были сделаны и в Своде законов Российской империи, а затем в Уставе о наказаниях уголовных и исправительных. Последний подразумевал под государственными преступлениями два основных вида: 1) преступления против государя Императора и членов Императорского дома; 2) посягательства на верховную власть и государственную измену, т. е., по сути дела, различались деяния против внутренней и внешней безопасности. Внутренняя связывалась с бунтом против верховной власти: восстание, заговор, призывы к восстанию, а равно распространение сведений, ставящих под угрозу существующий порядок и порядок престолонаследия (восстание, заговор с целью захвата власти); внешняя — с понятием государственной измены, которым охватывался многочисленный круг самостоятельных составов преступлений: военная измена, дипломатическая измена (умысел предать государство или часть его другому государю или

правительству); сообщение государственной тайны иностранному правительству; способствование во время войны неприятелю в проведении враждебных действий против Отечества или союзников (советом, открытием тайн, сдачей города и т. п.). Государственная измена каралась лишением всех прав состояния и смертной казнью. К ней приравнивались "преступления против народного права", т. е. деяния, которые ставили под угрозу существующие отношения России с другими государствами: участие подданных Рос- сии в нападении на жителей иностранных государств; оскорбление их дипломатических представителей и т. п.

Аналогичный вариант классификации политических преступлений был взят за основу и при разработке проекта Уголовного Уложения 1903 года. Однако Особым Совещанием при Государственном Совете признано необоснованным противопоставление интересов монарха и верховной власти, в силу чего политические преступления стали группироваться по несколько иному принципу: посягательства на верховную власть и государя Императора, с одной стороны, и государственную измену — с другой. Первой группой объединялись деяния, посягающие на внутреннюю, а второй - на внешнюю безопасность государства. В главу "О бунте против Верховной Власти и о преступных деяниях против Священной Особы Императора и членов Императорского дома" отнесли мятеж (восстание, бунт), создание политических сообществ и политическую пропаганду. Мятежом при этом признавалось посягательство на жизнь, здоровье, честь и свободы самого государя и членов его семьи; попытки изменить установленную форму государственного устройства и порядок престолонаследия; самозванство (выдача себя за члена Императорского дома) и распространение ложных слухов о кончине, отречении Императора либо замене формы правления. В отличие от Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, устанавливавшего уголовную ответственность за создание двух видов сообщества (антиправительственного или имеющего целью совершить государственное преступление), Уголовное Уложение дополнительно предусматривало еще один вид: сообщество, ставящее целью бунт или восстание). Уголовно наказуемой политической пропагандой рассматривалось публично выраженное неуважение верховной власти или порядку престолонаследия, призывы к ниспровержению государственного строя, совершению преступлений против государства, неповиновению законам; изготовление, размножение, хранение и распространение литературы с такой же целью.

Что же касается другой главы — "О государственной измене", то она охватывала перечень деяний, так или иначе связанных с взаимоотношениями России и иностранных государств. Имея в виду специфику конкретных форм государственной измены, в литературе того времени было принято выделять измену военную, дипломатическую и общегражданскую. При этом к военной измене относили: а) оказание содействия неприятелю в его "военных или иных враждебных против России действиях"; б) сдачу неприятелю армии, флота, отряда, отдельной части или команды, укрепленного места и т. д. либо лишение их возможности защиты от неприятеля, насильственное сопротивление военным силам, истребление складов, военного имущества и т. п.; в) вступление в заведомо неприятельское войско; г) шпионство. Дипломатической изменой называлось злоупотребление со стороны лиц, уполномоченных на заключение контракта от имени государства, в результате действий которых оно терпело убытки или было вынуждено отказаться от каких-то прав по договорам с другими государствами. В общегражданской измене усматривались умышленные или неосторожные деяния, выразившиеся, например, в разглашении государственной или служебной тайны иностранному государству, в тайной переписке с правительством другой страны, в побуждении ее к враждебным действиям против России.

Различая среди государственных контрреволюционные преступления и посягательства на порядок управления, УК РСФСР 1922 года определял первые как "всякое действие, направленное на свержение завоеваний пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и тому подобными средствами". В 1923 году данное определение было существенно расширено: контрреволюционным стало признаваться "и такое действие, которое, не будучи непосредственно направлено на достижение вышеуказанных целей, тем не менее, заведомо для совершившего деяние содержит в себе покушение на основные политические и хозяйственные завоевания пролетарской революции".

Практически то же самое понимание контрреволюционных актов закреплялось и в УК РСФСР 1926

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»