←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
ПЛАН:
стр
ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………………………….. 3-5
ГЛАВА 1. Правовые основы и формы взаимодействия сле¬дователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголов¬ного дела и предварительного расследования……………………………………………………………. 6-22
ГЛАВА 2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела……………………………………………………………23-35 ГЛАВА 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования……………………………………35-58 ГЛАВА 4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами……………………………..59-65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….66-69 Список использованной литературы………………………………….70-72
2
ВВЕДЕНИЕ
Реформы, произошедшие в государственной и правовой систе¬ме России, связанные с переходом страны к новым экономическим от¬ношениям, изменением политической структуры власти вызвали по¬явление новых институтов и форм общественной и социальной жизни. Экономические, политические, социальные преобразования в нашей стране потребовали разработки новых правовых документов в этих областях. Однако проведение реформ тормозится ростом преступно¬сти, которая представляет собой реальную угрозу охраняемым зако¬ном правам и свободам граждан, интересам общества и государства. Усиливается агрессивность и организованность преступности, появ¬ляются все новые и более опасные виды преступлений.
По данным Института государства и права РАН, в России ежегодно совершается около 10 млн. преступлений. Официально регист¬рируется лишь каждое четвертое, а по отдельным видам и того мень¬ше. До судов доходит лишь каждое второе дело, 13% дел возвращается на доследование. Причем из 30 тыс. убийств и покушений на убийст¬во, не раскрывается 6-7 тыс.
Раскрыть преступление только процессуальным путем невоз¬можно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных ор¬ганов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует необходимость повышения эф¬фективности координации деятельности правоохранительных орга¬нов, в частности органов следствия и дознания.
Однако не все обстоит гладко в области взаимодействия орга¬нов предварительного расследования. То, что каждое третье преступ¬ление в стране остается нераскрытым, обусловлено в немалой степени разобщенностью действий органов следствия и дознания, слабыми и непродуктивными формами взаимодействия, недостаточной профес-
3
сиональной подготовкой, а в ряде случаев и притуплением чувства ответственности за порученное дело у следователей и работников ор¬ганов дознания, недостаточной помощью со стороны сотрудников криминальной милиции.
Зачастую сотрудники органов предварительного расследова¬ния не имеют представления, каким образом разграничивается их компетенция. В ряде органов при оформлении следователями поруче¬ний органам дознания допускается постановка задач, которые выхо¬дят за пределы компетенции конкретного учреждения, что в частности, связано с нечетким представлением следователей о правоспособности других помимо милиции органов дознания, соотношения последних с компетенцией милиции и других органов расследования.
Существование этих проблем в сложившейся ситуации (резко возросший уровень преступности в стране в последние годы), конечно же, недопустимо и, естественно является актуальным вопросом в на¬стоящее время.
Все это свидетельствует о том, что без четко налаженного и уре¬гулированного законодательством взаимодействия органов следствия и дознания невозможно эффективно раскрывать и расследовать пре¬ступления и в конечном итоге бороться с преступностью.
Тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дозна¬ния в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного рас¬следования» я выбрал потому, что, работая помощником следователя прокуратуры я вижу некоторые трудности, возникающие в его взаи¬модействии с органами дознания при осуществлении расследования по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в стадии возбужде¬ния уголовного дела и предварительного расследования и, может быть, выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения
4
уголовного дела и предварительного расследования» является пол¬ное и всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение сущности и значения правовых основ и форм взаимодей¬ствия следователя и органа дознания.
Задачей написания дипломной работы является осмысление и уяснение для себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.
5
ГЛАВА 1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений.
Взаимодействие - это взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий.
Под взаимодействием основанная на законе совместная или со¬гласованная по целям, времени и месту деятельность органов и долж¬ностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства1.
Взаимодействие призвано решать следующие задачи:
1. Расследование и раскрытие преступлений;
2. Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;
3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресече¬нию преступлений, и принятие мер по их предотвращению.
Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными предпосылками2:
- общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступно¬стью. Следователь и работники органа дознания по своему служебно¬му положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать пре¬ступления, направлять свои силы в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин; взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное осуществление этих задач;
- различием их полномочий. Действия следователя направлены на
_________________________________________________________________
Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений. М: МФЮЗО при Академии МВД СССР – 1983 С-6
2 Там же
6
получение судебных доказательств, а органа дознания - главным образом на установление источников доказательственных фактов, реа¬лизуемых следователем в судебные доказательства посредством след¬ственных действий. Последние (за исключением осмотра места про¬исшествия) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу.
Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные ме¬роприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица произво¬дящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по по¬ручению следователя может производить следственные действия;
- специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступ¬ностью. Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слага¬ется из административно-правовой, процессуальной (в виде производ¬ства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя ха¬рактерна только для него и занимает наибольший удельный вес в общем, объеме средств и методов, применяемых им при взаимодействии со следователем;
- самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекаю¬щей из отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может стро¬иться на соподчинении, в основу его должна быть положена незави¬симость каждого из сотрудничающих органов3;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 Ефимичев С.П., Порубов Н.И. Вопросы внедрения НОТ в следственную работу. -Волгоград. -1976.-С.47.
7
-повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений. Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.
- Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб, осу¬ществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не устраняет значительной дифференциации
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|