Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Прокуратура и отрасли прокурорского надзора

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора

2. Система органов прокуратуры и полномочия прокуроров

3. Прокурорский надзор и направ-ления прокурорской деятельности

4. Проблема судебной защиты протеста прокурора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Законность и правопорядок... Эти слова мы так час-то слышим в последнее время по радио и телевидению, читаем о них на страницах газет. И действительно, как основа нормальной жизни общества и его членов, закон-ность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства. Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества, при-знаком его стабильности и, как следствие, благополу-чия и процветания. Однако в любом обществе пока еще встречаются люди, о которых можно сказать словами из-вестной песни: «Только кто-то кое-где у нас порой че-стно жить не хочет...». Песня эта—о правоохранитель-ных органах, о тех, чья служба действительно «и опас-на, и трудна». Именно им принадлежит главенствующая роль в поддержании законности, предотвращении и нака-зании преступлений, воспитании граждан в духе уваже-ния к закону.

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным ис-полнением законов прокуратура направляет свою дея-тельность на всемерное укрепление законности и право-порядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросо-вестного исполнения своих конституционных обязанно-стей и т.п.

Прежде всего, прокуратура осуществляет общий над-зор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организация-ми, должностными лицами и гражданами. Именно этому виду ее деятельности и посвящена данная курсовая ра-бота. В первой ее части освещена системе прокурорских органов РБ, знание структуры которой необходимо для лучшего понимания ее работы. Во второй части рассмот-рена законность, но не как теретико-правовое понятие, а как предмет прокурорского надзора. Третья часть по-свящается непосредственно прокурорскому надзору как виду деятельности. В четвертой же части раскрывается остро ставшая в белорусском праве проблема судебной защиты протеста прокурора.

Соблюдение законности как

предмет прокурорского надзора

Надзор за единообразным и точным исполнением зако-нов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.

Почему так важно создать режим законности в госу-дарстве? Ответ один: только при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутренне сильное, монолитное государ-ство, которое способно отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.

Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности как социального явления.

Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов, составляющих содержание законности.

К чему это приводит на практике?

Когда надо усилить борьбу с каким-либо нарушением закона, сразу же становится вопрос об изменении дей-ствующего закона или о внесении в него дополнений. Закон «совершенствуется», а положение с его соблюде-нием не изменяется.

Если законы не будут проводиться в жизнь, а оста-ваться только на бумаге, воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более того. Поэтому ис-полнение закона, то есть действие органов исполни-тельной власти, является непременным условием соблю-дения законов.

Каждое государство создает систему гарантий, обес-печивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Это также является составным элементом понятия законно-сти.

Наконец, государство устанавливает различного рода ответственность за допущенное нарушение закона в за-висимости от степени опасности нарушения. Ответствен-ность может быть уголовной, административной, матери-альной или дисциплинарной, но она должна неотвратимо наступить. Известно, что безнаказанность ведет к со-вершению еще более опасных нарушений закона.

Таким образом, содержание понятия законности обра-зуется из следующих элементов А) законы и подзаконные акты Б) исполнение законов и подзаконных актов, то есть проведение их в жизнь В) надзор за точным и еди-нообразным исполнением законов Г) ответственность за допущенное нарушение закона.

Поэтому, когда речь идет об укреплении законности, государство, его органы власти и управления должны разработать меры в направлениях совершенствования за-конодательства, усиления деятельности органов испол-нительной власти, активизации прокурорского надзора, усилении ответственности за допущенное нарушение за-кона. Только комплексный подход к решению этих про-блем позволит успешно создать режим законности в го-сударстве.

Право и законность необходимо рассматривать как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических, социальных, на-циональных и культурных проблем. Законность в нашем государстве—это организующий и дисциплинирующий фак-тор, требующий строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого выполнения каждым своих обязанностей, который способствует росту активности граждан и в то же время удерживает их от беззакония и произвола.

Забота государства, его законодательных и исполни-тельных органов по укреплению законности проявляется в следующем:

• в совершенствовании действующего законода-тельства и расширении сферы правового регулирова-ния в соответствии с уровнем развития правового государства.

• в совершенствовании гарантий законности, как общегосударственных, так и правовых.

• в принятии мер по совершенствованию деятель-ности органов суда, прокуратуры, внутренних дел и иных правоохранительных органов.

• в мобилизации широкой общественности на борь-бу с преступностью и иными правонарушениями, на преодоление других негативных явлений.

Все это вместе взятое должно способствовать процес-су формирования правового государства, обеспечения верховенства закона. Ни один государственный орган, коллектив или общественная организация, ни одно долж-ностное лицо или гражданин, какое бы положение в об-ществе они не занимали, не освобождается от обязанно-сти подчиняться закону.

Принятая в республике в 1994 г. Конституция создала необходимую социальную базу для дальнейшего развития и совершенствования права по основным его отраслям, что, несомненно, будет способствовать укреплению за-конности и правопорядка в стране. Справедливости ради стоит отметить, что не все принятые и принимаемые нормативные акты отвечают требованиям жизни, в неко-торых из них есть противоречия с другими, разноречия, разночтения в одних и тех же актах. Отдельные законы принимаются в спешке, без глубокой научной проработ-ки. Однако это не исключает той большой законодатель-ной деятельности, которая проводится.

Перестройка работы судов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, которой сейчас заняты орга-ны законодательной и исполнительной власти, направле-на на то, чтобы была надежно обеспечена охрана инте-ресов государства, органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирова-ний, и, прежде всего, прав и законных интересов граж-дан. Деятельность этих органов должна быть организо-вана таким образом, чтобы каждое совершенное преступ-ление было раскрыто, чтобы по нему было произведено полное, объективное и всесторонне расследование, что-бы ни одно виновное лицо не избежало законного нака-зания и, в то же время, чтобы ни одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осу-ждено.

Органам прокуратуры принадлежит важнейшее место в системе государственных органов, призванных поддержи-вать законность и правопорядок в стране. Между тем на состоянии законности отразились децентрализация про-курорского надзора, оказание на прокуроров влияния местными органами государственной власти и управле-ния, должностных лиц. Многие прокуроры не смогли про-тивостоять этим влияниям и принимали незаконные и не-обоснованные решения как в сфере общего надзора, так и в уголовном и гражданском судопроизводстве. Сниже-ние профессионализма следователей, прокуроров и судей влечет неэффективность их деятельности, не отвечающей требованиям времени и задачам по построению в РБ пра-вового государства.

Деятельность органов прокуратуры будет по-настоящему эффективной, когда она будет осуществлять-ся в условиях гласности и демократии. Практика пока-зывает, какими крупными издержками оборачивается не-дооценка глубинных связей законности в сочетании с гласностью и демократией в деятельности правоохрани-тельных органов .

Система органов прокуратуры и

полномочия прокуроров

На высшем юридическом уровне статус, функции и структура прокуратуры закреплены в главе 7 раздела VI Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями 1996 г.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность прокуратуры

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»