Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Прокурорский надзор в пенитенциарных учреждениях

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Прокурорский надзор в пенитенциарных учрежденияхПлан

1. Исторические этапы возникновения прокурорского надзора в государственном механизме……………………………………………2

2. Прокуратура – орган надзора за исполнением законов и …соблюдением законности……………………………………………….10

3. Виды (отрасли) прокурорского надзора ……. 14

3.1 Надзор за исполнением законов 18

3.2 Протест прокурора. 19

3.3 Представление прокурора. 19

3.4 Постановление прокурора. 21

3.5 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.22

3.6 Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу. 27

3.7 Другие направления прокурорского надзора. 30

4. Принципы деятельности прокуратуры в вопросах прокурорского надзора……………………………………………………………………30

4.1 Общеправовые принципы. 31

4.2 Специальные принципы прокурорского надзора. 33

5. Литература 37

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ

История создания, формирования какого-либо государ-ственного органа помогает лучше понять:

- во-первых, историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных орга-нов;

- во-вторых, историческую необходимость выполне-ния функций, возложенных на этот орган:

- в- третьих, изучая историю того или иного госу-дарственного органа, можно в современных условиях при-нять меры законодательного и организационного характе-ра, направленные на повышение эффективности деятельно-сти этого органа.

В отличие от судопроизводства, зародившегося в да-леком прошлом, прокурорский надзор в механизме государ-ственности возник сравнительно недавно. Впервые проку-ратура появилась во Франции при короле Филиппе IV в 1302 году, как орган Представительства интересов монар-ха. Термин «прокурор» стал применяться лишь в начале XVIII века. При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения не сводились к сфере чисто правовой. Про-курор, как утверждал русский историк В.И. Веретенников «является в точном и полном смысле глазами короля, че-рез посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма».

Во исполнение этих обязанностей генерал-прокурор «всегда и во всем» защищал интересы королевской короны, наблюдал за назначениями королевских чиновников, оцени-вая насколько они удовлетворяют предъявляемым им требо-ваниям, наблюдая за делами религии и церкви.

Прокурор имел право вникать в деятельность по оформлению судебной процедуры. При всем этом значитель-ное место в деятельности прокуратуры Франции, как, в дальнейшем и в России, занимала обязанность фискалата, то есть обеспечение интересов казны (фиска). Поскольку суд в то время был одним из главных источников взыска-ния налогов, прокурор должен был заботиться о том, что-бы доводить всевозможные проступки граждан до сведения суда, а также о выгодном для государства решении.

Прокуратура Франции послужила прообразом прокурату-ры России и до настоящего времени является эталоном прокуратуры западных стран.

Созданию прокуратуры, Россия обязана Петру I, кото-рый четко обозначил функции этого органа: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности цен-тральных и местных органов государственной власти. В Указе от 27 апреля 1722 года царь назвал главу прокура-туры – генерал-прокурора «оком государевым» и «стряпчим о делах государственных». Петр I очень тщательно подхо-дил к выбору первого генерал-прокурора. Им стал извест-ный в истории России государственный деятель – П.И. Ягужинский.

Генерал–прокурор непосредственно назирал за тем, чтобы высший государственный орган – Сенат, рассматри-вая все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с регламентом и царскими указа-ми.

Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества» предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Сам Сенат был непосредственно подчинен только царю.

Прокуратура надзирала за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Она вела на-блюдение за интересами казны, надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Подчеркивая это обстоятельство, видный российский госу-дарственный деятель, бывший министр юстиции, генерал-майор Н.В. Муравьев свидетельствовал, что в Росси «про-куратура с момента ее создания (1722г) и до судебных реформ Александра II (60-е годы XIX) была преимущест-венно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная обвинительная или исковая давность … составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначи-тельное на практике”.

Следовательно, первоначальной целью создания проку-ратуры в России было учреждение общего надзора, то есть надзора за законностью деятельности государственных ор-ганов и должностных лиц и принимаемых ими правовых ак-тов.

Наряду с этим, прокуратура занималась надзором за соблюдением законности органами предварительного рас-следования, сыска, осуществляла поддержание государст-венного обвинения в суде.

Прокуратура утратила свои общенадзорные полномочия лишь в результате судебной реформы в 1864 году.

При этом учитывались не интересы государства, а ам-биции отдельных влиятельных властных структур, все-сильной администрации, которой деятельность прокуратуры в области надзора за законностью мешала творить произ-вол.

Именно поэтому утрата прокуратурой своей общенад-зорной функции рассматривалась многими российскими по-литиками, государствоведами, судебными деятелями как существенный порок реформы.

После убийства царя Александра II (1 марта 1881 го-да) в период царствования Александра III принимаются меры к усилению судебной репрессии в отношении револю-ционно настроенных масс; существенно ограничиваются полномочия суда присяжных и, наоборот, расширяется сфе-ра коронного суда.

Рескриптом Александра III учреждается комиссия, ко-торая в течение шести лет работала над проектом по уси-лению прокурорского надзора, о превращении прокуратуры в сугубо карательный орган. Эта сторона деятельности прокуратуры особенно отчетливо проявилась после револю-ции 1905 года.

Дореволюционный институт российской прокуратуры был упразднен Декретом СНК РСФСР от 24 ноября 1917 года «О суде» №1 со следующей формулировкой: « Упразднить доны-не существовавшие институты судебных следователей, про-курорского надзора…».

В первые годы становления Советской власти функции надзора за соблюдением законности распределялись между рядом органов: ВЦИК, СНК, Наркомюст, Рабоче-крестьянская инспекция, местные Советы, ВЧК и другие. Однако, укрепление государства, переход к мирной жизни, развитие гражданского оборота, введение новой экономи-ческой политики побуждали к совершенствованию и созда-нию наиболее оптимальных органов государственной вла-сти, государственного управления, иных властных струк-тур. Тогда и встал вопрос о создании прокуратуры как органа, главной задачей которого является надзор за со-блюдением законности, с тем, чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось с законом.

Задача обеспечения единой законности требовала на-деления прокуратуры такими свойствами, принципами, как единство, централизация, независимость от местных орга-нов власти и управления.

Датой создания прокуратуры РФ следует считать 28 мая 1922 года, когда сессия ВЦИК утвердила Положение о прокурорском надзоре в РСФСР. Произошло это 200 лет спустя после учреждения Петром I прокуратуры в России. Данным Положением на прокуратуру возлагалось:

1) осуществление от имени государства надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и иных частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон по-становлений;

2) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного поли-тического управления;

3) поддержание обвинения в суде;

4) наблюдение за правильностью содержания заклю-ченных под стражей.

Таким образом, уже первый законодательный акт о прокуратуре наметил все четыре основные направления прокурорского надзора, получившие затем наименование отраслей надзора.

В дальнейшем функция прокуратуры в суде подверглась изменению. Так на основании принятых в 1924 году «Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик», на про-курора возлагался надзор за законностью судебной дея-тельности. Органы прокуратуры республик получили право опротестования в кассационном и надзорном порядке при-говоров, решений и определений судов союзных республик.

Прокуратура РСФСР создавалась в составе Наркомата юстиции (НКЮ) во главе с наркомом юстиции, который яв-лялся одновременно и Прокурором республики (с 1928 года Прокурор республики стал заместителем наркома юстиции). В составе НКЮ был образован отдел прокуратуры, подчи-ненный непосредственно Прокурору республики. Один из помощников Прокурора республики возглавлял военные про-куратуры.

В непосредственном подчинении Прокурора республики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»