Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Уголовный процесс и судебная система Франции

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ

1. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции по-сле II мировой войны

Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание историков, юристов, политиков. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина.

В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два перио-да: первый - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 г., второй - с момента принятия действующей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. был вдохновлен общим демокра-тическим подъемом после победы над гитлеровским фашизмом - наиболее демократичный за всю историю страны -мог служить юридической базой для последующих социальных и поли-тических преобразований. Конституция 1958 г. как результат изменения соотношения поли-тических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пя-той Республике. Непосредственным поводом для ее принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метропо-лии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменение ст.90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за переда-чу учредительной власти "сильной" личности - генералу Шарлю де Голлю. Одновременно Национальное собрание указало принципы, на которых должна основываться новая Консти-туция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным ис-точником власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность Правительства перед Парламентом, судебная власть должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с колониальными народами.

Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де Голль согласился на установле-ние парламентского режима и на разделение функций главы государства и главы правитель-ства. Формальным условием создания новой конституции было требование к правительству проводить консультации с Конституционным советом консультативным комитетом, на две трети состоявшим из парламентариев и на одну треть - из членов Правительства. После раз-работки проект должен быть передан на референдум. Таким образом, процедура разработки проекта была малодемократичной. Основной закон разрабатывался главным образом, экспер-тами, причем специалисты по конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во фран-цузской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учреди-тельными собраниями.

В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные им, главным образом, в речи в Байе, 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его концепции понима-ние власти и признание необходимости сильного государства в наибольшей мере способст-вовали представлениям политических сил, находящихся в тот период у власти.

Конституция состоит из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Разделы различны по объему. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики и отношениям меж-ду Парламентом и Правительством.

Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в стра-не. Наверху пирамиды находится Конституция, ниже - органические законы, еще ниже - обычные законы. Несколько особняком “держатся” законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.

Основной закон установил республиканскую Форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Неде-лимый характер французского государства определен ст.53 Конституции, в которой указано: "Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действи-тельными без согласия заинтересованного населения". В случае отделения какой-либо фран-цузской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания соот-ветствующего договора о выходе из Франции. В настоящее время неделимая Франция вклю-чает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две территории с особым статусом (Майотта, Сен-Пьер и Микелон) и че-тыре, заморские территории (Новая Каледония, Полинизия, Уоллис и Футуна, Южные и ан-тарктические территории).

Демократический характер Республики говорит о существовании в стране одноимен-ного политического режима. Конституция указывает в качестве составных частей такого ре-жима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст.3), воз-можность существования политических партий и группировок (ст.4).

Собственно Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с ее преамбулой его со-ставной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Кон-ституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан. В конститу-ционное законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и "основные принципы, призванные законами Республики", к которым отсылает преамбула Основного за-кона 1946 г.

Таким образом, особенностью действующей Конституции Франции является ее струк-тура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Хотя список не содержит ряда новейших прав и свобод, нашедших место в последних (по времени принятия) конституци-онных актах различных государств, но и Декларация 1789 г., и преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются примером последовательно демократических документов. Круг прав и свобод, провозглашенных в них, широк, например, продолжает действовать даже такое экзо-тическое для нашего времени право, как правь на сопротивление угнетению. Оно было ха-рактерно для "золотого" времени буржуазной государственности, наступившего сразу же по-сле того, как было покончено с феодальными порядками.

Главная черта Конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках ис-полнительных органов. Французская центральная исполнительная власть имеет "двухглавую" структуру: она включает Президента Республики и Премьер-министра. Президент, обладаю-щий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации членов правительства, должен нести ответственность за наиболее общие направления дея-тельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обя-занность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен прово-дить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента. Правительство несет поли-тическую ответственность перед Национальным собранием и уголовную перед обеими пала-тами парламента. Однако, юридическая иерархия исполнительной власти фактически не су-ществует на практике с самого начала существования Пятой Республики установился обычай ответственности Правительства перед Президентом страны, т.е. был введен монизм исполни-тельной власти. Сосредоточение власти в руках главы государства и Правительства - одно из проявлений конституционно-автоританой тенденции во французском государственном меха-низме, которая всегда был ему присуща. Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого голосования, Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Хотя формально-юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время существования Пятой Республики, поправка, установившая ныне действующий по-рядок замещения поста главы государства, укрепила и без того его господствующее положе-ние.

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие воз-можности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и "через голову" парламента, например, при проведении референдумов на основа-нии ст.11 Конституции. Основной закон 1958 г. - первая французская Конституция, закре-пившая существование политических партий.

Еще одна особенность Конституции 1958 г. - учреждение Конституционного совета, органа, ранее не известного французской истории.

Конституция 1958 г. в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о рефе-рендуме. В Четвертой Республике референдум мог проводиться только для пересмотра Кон-ституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее "чистом" виде предусмотрели эту процедуру ст. 11 и ст.89, хотя косвенное указание на референдум содержится и в ст.53. Статья 11 пре-доставляет право проведения референдума Президенту страны по определенному кругу во-просов, а ст.89 - при изменении Основного закона. Конституция 1958 г. по способу измене-ния является "особо жесткой", поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух эта-пов - принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции. При этой процеду-ре обе палаты Парламента - Национальное собрание и Сенат - находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осу-ществлена двумя способами: либо на референдуме, либо в Конгрессе - на совместном заседа-нии парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»