Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

Взяточничество в российском законодательстве

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Получение взятки (ст. 290 УК).

Уголовный кодекс определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по служ¬бе (ч. 1 ст. 290). Ответственность повышается (ч. 2 ст. 290) при по¬лучении должностным лицом взятки за незаконные действия (без¬действие). Квалифицированным видом признается получение взятки лицом, занимающим государственную должность Россий¬ской Федерации или государственную должность субъекта Рос¬сийской Федерации, а равно главой органа местного самоуправле¬ния (ч. 3 ст. 290). Особо квалифицированными видами получения взятки (ч. 4 ст. 290) закон считает совершение этого деяния:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,

б) неоднократно,

в) с вымогательством взятки,

г) в круп¬ном размере.

В связи с этим деяния, предусмотренные в ч. 1 ст. 290, считаются преступлениями средней тяжести, в ч. 2 и 3 ст. 290 — тяжкими, а в ч. 4 ст. 290 — особо тяжкими преступлениями.

Так же, как и другие преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, получение взятки является посягатель¬ством на нормальную деятельность публичного аппарата управле¬ния. Однако с учетом характера преступления можно отметить некоторые специфические особенности его непосредственного объ¬екта.

Одним из важных принципов деятельности аппарата государ¬ственной власти и органов местного самоуправления является прин¬цип публично-правовой, законной оплаты служебной деятельнос¬ти работников этих аппаратов, государственных и муниципальных служащих. Они не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязан¬ностей (п. 8 ст. 11 Федерального закона "Об основах государствен¬ной службы Российской Федерации") . Внося элементы разложе¬ния в работу публичного аппарата управления, получение взятки дискредитирует властные и управленческие структуры государ¬ственных и муниципальных органов, подрывает их авторитет, по¬рождает представление о всеобщей продажности, возможности решать все вопросы путем подкупа должностных лиц. К тому же нередко получение взятки бывает связано с попустительством, а то и прямым содействием деятельности организованных преступных групп, совершением хищений, контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотиков, налоговыми преступлениями, воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности и другими пре¬ступлениями, что усугубляет его общественную опасность.

Согласно решения Пленума Верховного Суда РФ предметом взятки могут быть любые материальные ценнос¬ти (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные цен¬ности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные това¬ры, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополуча¬телю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, опла¬та расходов и развлечений должностного лица, производство ре¬монтных, строительных, реставрационных и других работ и т. д. В законе, в отличие от ранее действовавшего УК РСФСР, отчетли¬во подчеркнут имущественный характер предмета взятки. Полу¬чение должностным лицом различного рода услуг нематериально¬го характера взяточничеством не признается. В соответствующих случаях эти действия можно рассматривать как злоупотребление должностными полномочиями.

Имущественные ценности (услуги) могут быть переданы (предо¬ставлены) как самому должностному лицу — получателю взятки, так и (с его ведома) членам семьи либо другим лицам, близким взяточнику, а также могут быть непосредственно перечислены в банк на счет взяткополучателя. В практике были случаи, когда взяткодатель открывал в банке счет на предъявителя и в качестве взятки вручал должностному лицу сберегательный (депозитный) сертификат.

Имея в виду, что от размера взятки зависит квалификация преступления, любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии – на основании заключения экспертов.

Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

Наряду с простейшими способами дачи-получения взятки пу¬тем передачи предмета взятки лично должностному лицу или че¬рез посредника встречаются более сложные, завуалированные формы совершения этого преступления. В частности, взятка мо¬жет быть дана- получена под видом ссуды, путем якобы получения денег в долг, под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных ве¬щей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене, под видом "про¬игрыша" в карты, путем заключения фиктивных трудовых согла¬шений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам "заработной платы" или "премии" за якобы произведенную ими работу, якобы оказанную техническую помощь, явно завышенных "гонораров" за лекционную деятель¬ность и литературные работы и т. д.

Согласно действующему законодательству государственные и муниципальные служащие не вправе заниматься другой оплачи¬ваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной твор¬ческой деятельности, получать гонорары за публикации и выступ¬ления в качестве государственных и муниципальных служащих.

Однако само по себе нарушение должностным лицом запрета на работу по совместительству нельзя автоматически признавать получением взятки. Лишь в случаях, когда работа фактически не выполнялась или оплачиваемые действия должностного лица за¬ключались в выполнении обычных функциональных обязанностей с использованием служебных полномочий, получение им оплаты за якобы работу по совместительству или по трудовому соглаше¬нию (контракту) является завуалированным взяточничеством.

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта четвертого статьи 86 УПК РСФСР, как нажитые преступным путем.

Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения: 1) за дей¬ствия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290); 2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные пол¬номочия должностного лица, но последний в силу своего должност¬ного положения может способствовать таким действиям (бездейст¬вию) (ч. 1); 3) за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1); 4) за незаконные действия (бездействие) долж¬ностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2).

В первом случае имеются в виду законные правомерные дей¬ствия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его слу¬жебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т. е. действия, совершить (не совершить) которые в данном случае он имел право или, более того, был обязан.

Получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК РФ.

Должностное положение лица определяют не только его юри¬дические возможности, связанные с кругом прав и обязанностей субъекта по занимаемой должности, но и фактические возможнос¬ти, вытекающие из авторитета занимаемой субъектом должности в государственном органе, органе местного самоуправления, госу¬дарственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Си¬лах, иных войсках и воинских формированиях, а также из служеб¬ных связей должностного лица. Пользуясь ими, должностное лицо может за вознаграждение оказать влияние, так или иначе способ¬ствовать совершению (не совершению) выгодного для взяткодателя действия другим должностным лицом, возможно, ничего не знаю¬щим об этом вознаграждении. Эта ситуация имеется в виду во втором из названных вариантов объективной стороны получения взятки. Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 постановления от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточниче¬стве и коммерческом подкупе" указывал, что субъектом получения взятки "надлежит при¬знавать и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало пол¬номочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения мог¬ло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»