Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Уголовное право и процесс /

История уголовно-исполнительного права

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


РАЗДЕЛ I

ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ПРАВО РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА (1900-1917 гг. - ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД)

Глава 1. Пенитенциарная система дореволюционной России

§ 1. Правовые Российская тюремная система вступила в XX век, основы системы имея в своей основе достаточно серьезную пра-исполнения вовую базу, разработка которой осуществлялась, уголовных главным образом, в течение 30-90-х годов преды-наказаний дущего столетия. Два основных правовых доку¬мента определяли содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний: Устав о содержащихся под стражею (1890 г. с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.) и Устав о ссыльных (1909 г.)'.

Основные нормы этих уставов базировались на положениях Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражею и ссыль¬ных 1832 г., который в свою очередь вобрал в себя нормы отдельных частных инструкций (Московской 1804 г., Петербургской 1819 г.), рег¬ламентировавших некоторые вопросы организации тюремного быта, и Общей тюремной инструкции 1831 г., впервые в истории Россий¬ского государства объемно и всесторонне определившей деятель¬ность системы мест заключения, порядок и условия отбывания арес¬тантами наказания, формы и методы пенитенциарно-карательного воздействия на них.

Общеизвестно, что изменения общественно-политических и со¬циально-экономических отношений, внутренняя криминогенная об¬становка в государстве вызывают потребность в совершенствова¬нии видов уголовных наказаний, в том числе связанных с лишени¬ем свободы, что неизбежно приводит к корректировке системы их исполнения. Российское государство с такой ситуацией столкну¬лось на рубеже XIX-XX столетий.

В Законе от 11 декабря 1879 г. были определены основные нача¬ла преобразования карательной системы государства, в основу ко¬торой были положены следующие виды уголовных наказаний:

1) смертная казнь;

2) каторга, назначаемая бессрочно или на срок с последующим переводом на поселение;

3) ссылка на поселение без срока;

1 4) заключение в исправительном доме;

| 5) заключение в крепости;

6) заключение в тюрьме;

' 7) арест;

.8) денежная пеня'.

Уголовное уложение 1903 г. практически без изменения вклю¬чило в перечень уголовных наказаний виды наказаний, определен¬ных Законом от 11 декабря 1879 г., заменив лишь денежную пеню на денежный штраф2.

В рассматриваемых уставах о содержащихся под стражею с учетом изменения системы видов уголовных наказаний и основ¬ных направлений реформы тюремной системы 1877-1879 гг., а так¬же изменения ее ведомственной принадлежности - передачи в 1895 г. из подчинения Министерства внутренних дел в подчинение Министерства юстиции, раскрывается понятие содержания под стражею.

Содержание под стражею понимается:

1) как мера пресечения в отношении лиц, обвиняемых в совер¬шении преступлений и проступков;

2) как мера исправления и наказания;

3) как мера, применяемая к неисправным должникам;

4) как мера, применяемая в отношении пересыльных арестан¬тов.

Для обеспечения реализации указанных целей в гражданском ведомстве создается система учреждений, имеющих свой особый правовой статус, которая включает: 1) помещения для подвергае¬мых аресту; 2) арестантские помещения при полиции; 3) тюрьмы губернские, областные и уездные тюремные замки; Санкт-Петер¬бургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма; 4) исправи¬тельные арестантские отделения; 5) тюрьмы для содержания осу¬жденных к каторжным работам; 6) пересыльные тюрьмы.

Что касается изменения ведомственной принадлежности тюрем¬ной системы, то этот шаг был воспринят неоднозначно, в основном с негативных позиций. Выражая последнюю точку зрения, видный государственный деятель и ученый-правовед А. Ф. Кони писал, имея в виду министра юстиции: «... мерзавец Муравьев, вовремя ушед¬ший в кусты, совершенно исказил М(инистерст)во юстиции, раз¬вратив его состав и присоединив к нему тюремное ведомство (для получения 6 т(ысяч) добавочных и шашки на перевязи), лишенное средств, людей, системы»'.

Для определения состояния положения в учреждениях тюрем¬ного ведомства на рубеже веков очень важна его оценка: «...лишен¬ное средств, людей, системы...»

Следовательно, перед организаторами реформы мест заключе¬ния одной из основных задач была задача создания системы в ши¬роком смысле этого слова, неотъемлемой частью которой являлось правовое обеспечение всех сфер карательно-исполнительной дея¬тельности.

Прежде всего было обращено внимание на формирование управ¬ленческих структур и разработку их функций. В центре Мини¬стерство юстиции и Главное тюремное управление с широкими пол¬номочиями; на среднем управленческом уровне губернаторы и губернские правления с тюремными отделениями в составе губерн¬ского тюремного инспектора, его помощника и определенного шта¬та служащих, наделенных довольно большими правами, в низовом звене тюремная администрация во главе с начальниками тюрем и их помощниками, священники, дьяконы и псаломщики при местах заключения, врачи и фельдшеры - составляли единую систему управления организацией исполнения уголовных наказаний. В ни¬зовом звене особое место занимала тюремная стража - старшие и младшие надзиратели, в обязанности которой входило обеспечение надзора за лицами, отбывающими наказания в виде тюремного за¬ключения.

Примечательно, что из вышеописанной системы управления местами заключения закон выделял отдельные места заключения, расположенные в городах Санкт-Петербурге, Царском Селе и Мо¬скве, соподчиненность и порядок регулирования деятельности ко¬торых отличались от общего правила: они находились в ведении санкт-петербургского и московского губернаторов по принадлеж¬ности. Для наблюдения за местами заключения в этих городах уч¬реждались особые наблюдательные комиссии в составе представи¬телей, избираемых городскими думами, лиц прокурорского надзо¬ра, членов благотворительных тюремных комитетов, а также чле¬нов, назначаемых Министром юстиции. Сложность комплектова¬ния и закрепления кадров надзора вызывала необходимость ус¬тановления законом ряда льгот, которые обеспечивали мораль¬ный и материальный интерес продолжения службы в тюремной системе. Тюремные надзиратели освобождались от призыва из за¬паса в армию и в действующие команды флота, а также службы в государственном ополчении. При условии безупречной службы в тюремной страже в течение пяти лет назначенный им оклад со¬держания увеличивался на одну треть; прослужившим десять лет к окладу добавлялась еще одна треть; прослужившим пят-надцать лет назначался за дальнейшую службу двойной оклад со¬держания.

К числу органов управления тюремной системой государства Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею относит также Общество Попечительное о тюрьмах, учрежденное импера¬тором Александром I в 1819 г. по образу и подобию Британского библейского общества. Перед Обществом была поставлена задача нравственного исправления преступников. Достижение этой цели обеспечивалось указанными в его уставе средствами: ближайшим и постоянным надзором над заключенными; размещением их по роду преступлений и обвинений; наставлением их в правилах хри¬стианского благочестия и доброй нравственности; занятием их при¬личными упражнениями и заключением провинившихся или буй¬ствующих из них в уединенное место'.

Устав Общества Попечительного о тюрьмах, в редакции 1890 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в него до 1909 г., ста¬вил перед Обществом задачи улучшения нравственного и физиче¬ского здоровья арестантов, для решения которых оно в свое распо¬ряжение получало из казны деньги, отпускаемые на содержание заключенных и тюрем.

Согласно уставу Общество Попечительное о тюрьмах находи¬лось под непосредственным покровительством Императора и учре¬ждалось при Министерстве юстиции. Устав определял организаци¬онно-управленческие структуры Общества, обязанности его коми¬тетов, отделений и их директоров, а также условия и порядок их работы.

Уставы о содержащихся под стражею, выделенные в рассмат¬риваемом Своде в отдельный раздел, в соответствующих главах детально регламентируют порядок и условия организации испол¬нения уголовных наказаний в помещениях для подвергаемых аре¬сту; при содержании под стражею при полиции в тюрьмах; при содержании приговоренных к заключению в тюрьме за преступле¬ния и проступки; при содержании неисправных должников; при содержании в исправительных арестантских отделениях.

Характерной особенностью российского законодательства в сфере уголовного наказания и его исполнения являлось наличие ряда правовых актов, нормы которых нередко имели в своей основе один и тот же предмет регулирования, а именно организацию ис¬полнения мер уголовного наказания. Пример тому - Устав о ссыль¬ных издания 1909 г., который, являясь самостоятельным правовым актом, в то же время весьма тесно был связан с уставами о содер¬жащихся под стражею, особенно в части регулирования деятель¬ности мест лишения свободы ссыльно-каторжных. Для этих право¬вых документов характерным является отсутствие четкого поня-тийного аппарата. По этой причине деятельность одних и тех же учреждений, в которых содержались различные категории осуж¬денных, регулировалась одновременно двумя указанными выше пра¬вовыми документами. Имеется в виду содержание ссыльно-катор-жных в тюрьмах. Уместно заметить, что подобная практика регу¬лирования порядка и условий исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы использовалась в России в 30-е годы и в нача¬ле 90-х годов нынешнего столетия.

Устав о ссыльных устанавливает два вида исполнения уголов¬ных наказаний в виде ссылки за преступные деяния: 1) ссылку в каторжные работы и 2) ссылку на поселение в местности, опреде¬ляемые судебными приговорами и административными

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»