специализированных банков данных экологического мониторинга;
• организуют оценку данных экологического мониторинга на предмет отсутствия сведений, отнесенных законодательством к категории ограниченного распространения;
• осуществляют бесплатный информационный обмен с другими уполномоченными государственными органами в области экологического мониторинга;
• устанавливают квалификационные требования к персоналу, обеспечивающему ведение экологического мониторинга;
• организуют обучение и подготовку специалистов для работы в области экологического мониторинга;
• информируют органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления и население о состоянии окружающей среды на территории Республики Башкортостан на основе достоверных данных экологического мониторинга.
Глава V Закона РБ «Об экологической экспертизе» рассматривает регулирование деятельности в области экологического мониторинга. Статья 10 устанавливает обязанности природопользователей в области экологического мониторинга. Так, природопользователи в отношении объектов, подведомственных им и внесенных в Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан, обязаны:
• осуществлять организацию и проведение локального мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду за счет собственных средств;
• вести локальный мониторинг с использованием утвержденных в установленном законодательством порядке методик, с помощью приборов и средств, обеспечивающих единство измерений;
• бесплатно представлять в установленные сроки и в установленных объемах государственным органам, уполномоченным на организацию и ведение экологического мониторинга, и местным органам государственной власти Республики Башкортостан, органам местного самоуправления обязательные документированные данные локального экологического мониторинга.
Статья 11 Закона определяет, что экологический мониторинг на территории Республики Башкортостан проводится в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан.
Безусловно, прогрессивным является закрепление в ст.12. обязательности использования информационных ресурсов экологического мониторинга. В соответствии с положениями данной статьи, информационные ресурсы экологического мониторинга подлежат обязательному использованию органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления при принятии ими решений по вопросам обеспечения социально - экономического развития Республики Башкортостан, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе:
• при подготовке прогнозов и разработке программ социально - экономического развития, включая республиканские и местные инвестиционные, экологические и иные программы;
• при подготовке градостроительной документации, включая генеральные планы городов;
• при приятии решений о строительстве крупных хозяйственных объектов;
• при ведении отдельных видов государственных кадастров природных ресурсов;
• при подготовке государственных докладов о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здоровье населения Республики Башкортостан;
• при подготовке проектов нормативных правовых актов Республики Башкортостан по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также финансирования мероприятий и программ по оздоровлению окружающей среды и населения, проживающего на территориях с особым экологическим статусом;
• при принятии решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий, нарушающих природоохранное законодательство.
Статья 13 Закона определяет цели и порядок создания государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан. В соответствии с указанной статьей, государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан создается с целью регистрации объектов экологического мониторинга, расположенных на территории Республики Башкортостан. Порядок ведения Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан и государственный орган, осуществляющий его, определяются Кабинетом Министров РБ.
Статьи 14-16 рассматриваемого Закона определяют особенности организации и проведения экологического мониторинга в зависимости от правового статуса территории, на которой планируется проведение мониторинга.
Статья 21 регулирует финансирование работ по организации и ведению экологического мониторинга. Так, финансирование работ по организации экологического мониторинга осуществляется в рамках выполнения соответствующих республиканских целевых и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов. Финансирование работ по ведению экологического мониторинга природопользователями осуществляется за счет природопользователей.
Глава VII Закона РБ определяет ответственность за нарушение законодательства в области экологического мониторинга. Согласно ст.22 рассматриваемого Закона, нарушениями законодательства в области экологического мониторинга являются:
• несоблюдение стандартов, норм и правил ведения экологического мониторинга;
• сокрытие, несвоевременное представление информации, представление заведомо ложных данных экологического мониторинга, иное несоблюдение порядка обязательного представления данных экологического мониторинга;
• невыполнение предписаний уполномоченных государственных органов по экологическому мониторингу и воспрепятствование в осуществлении ими своих полномочий;
• несоблюдение правил использования информационных ресурсов, находящихся в системе экологического мониторинга.
Статья 23 устанавливает основания для приостановления производства или видов деятельности по природопользованию при нарушении требований экологического мониторинга.
По объектам, включенным в Государственный реестр объектов экологического мониторинга РБ, на которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экологический мониторинг не ведется или ведется с нарушением установленных требований, государственными органами, уполномоченными на организацию и ведение экологического мониторинга, в пределах их компетенции выносятся постановления о приостановлении производства или видов деятельности по природопользованию.
Основаниями для приостановления производства или видов деятельности по природопользованию являются:
• невыполнение в установленный срок предписаний по организации и ведению экологического мониторинга на объектах, внесенных в Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;
• представление заведомо ложных или искаженных данных экологического мониторинга, способствующих появлению экологически опасной ситуации;
• непредставление государственным органам, уполномоченным на организацию и ведение экологического мониторинга, обязательных данных мониторинга в случаях, когда объект экологического мониторинга находится в экологически опасной ситуации (наличие или риск возникновения залповых выбросов в атмосферу и залповых сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, выбросы и сбросы загрязняющих веществ сверхустановленных лимитов, опасность деградации или резкого ухудшения состояния природного объекта, возрастания заболеваемости и роста смертности населения).
Глава VIII Закона «Международные договоры» была исключена Законом РБ от 06.11.2001 г. N 252-з, как противоречащая федеральному законодательству.
4. Республиканская программа «Создание единой государственной
информационной системы экологического мониторинга
в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы
Республиканская программа «Создание единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы» была разработана и принята в рамках выполнения программы «Создание Единой государственной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 1995-2000 гг., как основа функционирования единой государственной системы экологического мониторинга республики.
Анализ работы ведомственных систем и служб мониторинга показал, что каждая их них функционирует в замкнутой системе, практически не обеспечивающей использование результатов проведения мониторинга в практических целях. Как уже было упомянуто выше, отсутствует комплексный подход к изучению влияния различных антропогенных загрязнений на окружающую среду, причин и источников деформации окружающей среды. Практически не изучаются отдаленные по времени последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Вследствие этого не удалось создать инфраструктуру, обеспечивающую информационный обмен данными мониторинга, их обобщение и прогноз экологической обстановки.
Перечисленные факторы предопределили необходимость работы по созданию Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан (далее - ЕГИСЭМ РБ).
При создании ЕГИСЭМ РБ учитываются интересы всех организаций - участников ЕГСЭМ РБ с правом собственности на принадлежащую им информацию. На основе взаимных договоров гарантируется право регламентированного доступа к информации, являющейся собственностью других организаций.
Координация работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию ЕГИСЭМ РБ достигается:
• предварительным системотехническим обоснованием всех комплексных и частных проектов;
• проведением межведомственной экспертизы
|
|