Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экологичесое право /

Крутая шпора

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Скачать реферат


субъектами экологических правоотношений? Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинако¬вы. Так, если граждане и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает, а, напро¬тив, предполагает их большую роль в охране и рациональном использовании этих ресурсов, то государственные органы осуществляют регулирование ра¬ционального использования и охрану окружающей природной среды.

Что является объектами экологических правоотношений?

В учебной литературе объекты экологических правоотношений подразде¬ляются на следующие три категории:

интегрированные - окружающая природная среда в целом;

дифференцированные - отдельные природные объекты (земля, недра, во¬ды, леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, гене¬тический фонд, природные ландшафты);

особо охраняемые - государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания (ст. 4 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Каково содержание экологических правоотношений?

Содержанием правоотношений, в том числе и экологических, являются права и обязанности участников этих отношений. Права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника правоотношения, как правило, озна¬чает и характеристику обязанностей другой стороны.

Права граждан в области охраны окружающей природной среды нашли отражение и легальное закрепление в действующих нормативных актах, и прежде всего в Конституции Российской Федерации. Статья 42 Конститу¬ции гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи¬ненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Правам граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду посвящен специальный раздел (раздел II) Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», в статье 11 которого говорится, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздейст¬вия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной де¬ятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Предусмотрен и меха¬низм обеспечения этого права, включающий планирование и нормирование качества окружающей природной среды, меры по предотвращению экологи¬чески вредной деятельности и оздоровление окружающей природной среды,

предупреждение и ликвидацию последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и др.

Особо оговорены правомочия граждан в области охраны окружающей природной среды, к которым относится право:

— создавать общественные объединения по охране окружающей при¬родной среды, фонды и иные общественные формирования в области охра¬ны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;

— принимать участие в собраниях, митингах, пикетах и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды;

— требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

— требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуата¬ции экологически вредных объектов, ограничения, приостановления, пре¬кращения деятельности предприятий и других объектов, оказывающих от¬рицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

— ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

О правах и обязанностях юридических лиц и государственных органов в экологических правоотношениях подробнее будет сказано в последующих темах.

Что является основанием возникновения

и прекращения экологических правоотношений?

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, так же как и иных, правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия. Так, согласно статье 8 ГК РФ, которая, если и не полностью, то в значительной мере, применима и к экологическим правоот¬ношениям, они возникают из оснований, предусмотренных законом и ины¬ми правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, ко¬торые хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства порождают права и обязанно¬сти. Среди таких оснований названы договоры и иные сделки, акты государ¬ственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, неоснова¬тельное обогащение и другие. Конечно, в сфере экологических правоотно¬шений указанные основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений имеют далеко не такое значение, как в гражданских право-

I отношениях. Так, договор, являющийся в гражданском праве одним из наи¬более универсальных оснований возникновения правоотношений, в сфере экологии играет намного меньшую роль. Хотя и здесь в современных усло¬виях он получил значительное применение, чего ранее, в условиях коман¬дно-административной системы и монополии государственной собственно¬сти на землю и другие природные ресурсы, не было и не могло быть. Действующее же законодательство существенно расширило сферу примене¬ния договоров в области земельных, лесных, водных и других отношений.

Вместе с тем в силу специфики экологических отношений, значительно¬го удельного веса природоохранных отношений и роли госорганов в них большое место среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти.

Тема 4

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Права человека вообще и в области экологи¬ческих отношений в частности стали краеуголь¬ным камнем, одним из основных постулатов со¬временной цивилизации. На их основе пытаются решать многие проблемы, в том числе и глобаль¬ные, такие как экологические, территориальные, этнические и др. Не удивительно поэтому, что и в нашей Конституции, принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, права и сво¬боды человека и гражданина стали одной из ос¬нов конституционного строя Российской Феде¬рации.

Что понимается под правом граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду и каковы организационно-правовые формы его обеспечения?

Согласно Конституции РФ (ст. 42) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здо¬ровью или имуществу экологическим правона¬рушением.

Конституция Российской Федерации предус¬матривает и обязанность каждого сохранять при¬роду и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Аналогичные права и обязанности граждан предусмотрены и в Законе «Об охране окружаю¬щей природной среды». Так, в ст. 11 Закона гово¬рится, что каждый гражданин имеет право на ох-

рану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катаст¬роф, стихийных бедствий. Более того, данным проблемам посвящен специ¬альный раздел Закона - раздел II «Право граждан на здоровую и благопри¬ятную окружающую природную среду», чего ранее никогда не было в нашем законодательстве. Все это свидетельствует о неизмеримо возросшем значе¬нии проблем охраны прав человека и гражданина, в том числе и в сфере эко¬логии.

Указанные права человека и гражданина обеспечиваются:

- планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвида¬ции последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, орга¬низацией медицинского обслуживания населения;

- предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

- возмещением в судебном и административном порядке вреда, причи¬ненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природ¬ной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий ава¬рий и катастроф;

- государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения эко¬логической безопасности населения.

S чем заключаются права граждан в области охраны окружающей природной среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия?

Действующим законодательством, в том числе и Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополу¬чии населения», детально урегулированы права граждан в указанной облас¬ти. Так, согласно ст. ,8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 12 Закона «Об охране окружающей природной среды» граж¬дане имеют право:

~на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»