Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экологичесое право /

Крутая шпора

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 



Скачать реферат


собственника осуществляют органы госу¬дарственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, опре¬деляющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государст¬венными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и рас¬поряжение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собствен¬ности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством. Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действую¬щим законодательством осуществлять разграничение государственной соб¬ственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ре¬сурсы исходя из принципа их общегосударственного значения.

К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государствен-

ных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс¬портными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных пар¬ков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоро¬вительных зон, других особо охраняемых природных территорий федераль¬ного значения;

- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесен¬ные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударствен¬ное значение;

- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;

- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных ор¬ганов государственной власти Российской Федерации и органов государствен¬ной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, авто¬номной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная собственность на природные объекты

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени му¬ниципального образования права собственности осуществляют органы ме¬стного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, за¬крепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владе¬ние, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законода¬тельством.

Каким законодательством регулируется разграничение государственной собственности на землю?

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государст¬венной собственности на землю» предусмотрено (ст. 1), что правовое регу¬лирование отношений в области разграничения государственной собствен¬ности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской -Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными за-

конами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними иными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Право собственности на земельные участки у Российской Федера¬ции, ее субъектов и муниципальных образований возникает с момента госу¬дарственной регистрации права собственности на земельные участки. Осно¬ванием для такой регистрации являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соот¬ветственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных обра¬зований возникает право собственности на землю, а также вступившие в за¬конную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Основанием внесения земельных участков в перечень земель, на кото¬рые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение таких земельных участков в состав:

- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных террито¬рий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объ¬ектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и бе¬зопасности;

- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, ин¬форматики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; зе¬мель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижи¬мое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предпри¬ятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках распо¬лагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его при¬ватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих зе¬мельные участков находятся участки недр федерального значения;

- земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, на¬ходящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижи¬мое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Россий¬ской Федерации.

Настоящим Законом определены также основания - внесения земель¬ных участков в перечень земель, на которые возникает право собственности у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 4 и 5 Закона).

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юри¬дических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдель-

ных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принад¬лежать гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственнос¬ти закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осу¬ществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба ок¬ружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Уста¬новлено также, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Законодательство содержит также соответствующие нормативные положе¬ния о праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве собственности на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» он нашел вполне определенное решение. В ст. 1-2 «Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории Рос¬сийской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в не¬драх полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом куп¬ли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждать¬ся или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот до¬пускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископае¬мые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Феде¬рации, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данного природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами не¬дра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ре¬сурсы, являющиеся государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской Федерации, водные объекты являются государственной собственностью. Ча¬стная же собственность, как и муниципальная, допускается только на обо¬собленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принад¬лежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лес¬ной фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раз-Дел II) Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса установлено, что право собственности граждан и юридических лиц на древес-но-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, на¬ходящемся в собственности фажданина или юридического лица, принадлежит ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и | распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»