Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экологичесое право /

Крутая шпора

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 



Скачать реферат


растительностью осуществ-

ляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательст¬ва и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Частная собственность может быть индивидуальной и общей.

Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имуще¬ство, находящееся в общей собственности с определением долей, является до¬левой собственностью, без определения долей - совместной собственностью.

Каковы гарантии и в чем заключается защита права собственности и других прав на природные ресурсы?

Действующее законодательство содержит определенные гарантии и пре¬дусматривает защиту права собственности и иных прав на природные ресур¬сы. Так, статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природ¬ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные природные ресурсы поставлены под охрану государства и всей нашей правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защи¬та частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, что является важной конституционной гарантией прав и законных интере¬сов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в силу монополии государственной собственности на землю и иные природ¬ные ресурсы.

Важным средством правовой защиты и гарантией соблюдения прав и ин¬тересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природ¬ных ресурсов служит наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно земельному законодательству к таковым относятся:

— добровольный отказ от земельного участка или части его;

— прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;

— использование земли не по целевому назначению;

— систематическая неуплата земельного налога в течение установленного законом срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным договором;

— неиспользование земельного участка, предоставленного для сельско¬хозяйственного производства, в течение установленного законом срока, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелио¬ративного строительства;

— изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд;

— нерациональное использование, выразившееся для земель сельскохо¬зяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение по¬следних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня, ус¬тановленного по кадастровой оценке земель;

— изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;

- использование земельного участка способами, приводящими к сниже¬нию плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.

Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследо¬вательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-запо-ведного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий, не допускается. Перечень таких земель устанавливается субъек¬тами Российской Федерации. Определенные гарантии соблюдения прав и за¬конных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей содержит и установленный действующим законодательством порядок предоставления зе¬мель для несельскохозяйственных нужд. Статьей 27 ЗК РСФСР предусмотре¬но, что для строительства промышленных предприятий и для иных несельско¬хозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки несельско¬хозяйственного назначения или иные не пригодные для сельского хозяйства участки либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами пер¬вой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.

Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Изъ¬ятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков у граждан может производиться после выделения по их желанию местной адми¬нистрацией равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится зе¬мельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымае¬мых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду. Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участ¬ков колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских уч¬реждений и учебных заведений, других государственных, кооперативных, об¬щественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производст¬венных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за такие преступле¬ния, как порча земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.

Тема 6

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Что понимается под правом природопользования и каковы его виды?

Прежде всего, необходимо различать понятия «природопользование» и «право природопользо¬вания». Природопользование как фактическое ис¬пользование человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей природ¬ной среды было всегда, независимо от форм орга¬низации человеческого общества и этапов его раз¬вития, поскольку человек как часть природы вне природы и той или иной формы ее использования немыслим. Право же природопользования воз¬никло лишь на определенном этапе развития че¬ловеческого общества вместе с возникновением государства и такого регулятора общественных от¬ношений, как право. Если под природопользова¬нием понимается фактическое использование тех или иных свойств окружающей природной среды и ее объектов, то право природопользования — это такое их использование, которое урегулировано нормами права.

Право природопользования - это один из фун¬даментальных институтов экологического права и природоресурсных отраслей права - земельного, горного, водного, лесного и др. Оно определяет сам характер правового регулирования использо¬вания природных ресурсов и других природных объектов, их охрану и воспроизводство. Таковым оно было и раньше, до отмены монополии госу¬дарства на землю (1990 г.). Не утратило оно своего значения важнейшего юридического института и правомочия субъектов права и в настоящее время.

В правовой литературе различают право природопользования как юриди¬ческий институт и как правомочие того или иного субъекта права. Как право¬вой институт природопользование представляет собой систему норм права, оп¬ределяющих характер и порядок использования природных богатств. Как правомочие природопользование есть субъективное право того или иного уча¬стника правоотношения по использованию тех или иных природных объектов.

Право природопользования может быть классифицировано по различ¬ным критериям: основаниям возникновения и прекращения, субъектам, объектам и др. Особый интерес представляет классификация права природо¬пользования по его объектам, поскольку она охватывает обширный круг об¬щественных отношений, имеющих значение не только в экологическом, но и в земельном, горном, водном, лесном и иных природоресурсных отраслях права. По данному основанию различают право землепользования, недро-пользования, водопользования, лесопользования и др.

Важное значение имеет и классификация права природопользования по характеру и основаниям его возникновения. По данному критерию различа¬ют право общего и специального природопользования.

Что понимается

под общим и специальным природопользованием?

Право общего природопользования признается за всеми субъектами (пото¬му оно и именуется общим). Для его осуществления не требуется какого-либо особого разрешения. Оно считается как бы естественным правом каждого субъекта права, каждого гражданина и принадлежит ему в силу его естествен¬ных потребностей в использовании тех или иных свойств и качеств окружаю¬щей природной среды. Такое право возникает не на основе каких-либо специ¬альных разрешений, а в силу самого закона или иных нормативных правовых актов. Так, в Гражданском кодексе РФ (ст. 262) предусмотрено, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, использовать находящиеся на них природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а так¬же собственником соответствующих земельных участков. Аналогичные нормы содержатся в Водном кодексе РФ (ст. 27), Лесном кодексе (ст. 21) и др.

Что же касается специального природопользования, то оно осуществляется гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разреше¬ний (лицензий) соответствующих органов. Лицензирование природопользова¬ния является одним из эффективнейших способов государственного регулиро¬вания природопользования. В Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18) предусмотрена выдача лицензий на комплексное природополь¬зование, под которым понимается

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»