Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экологичесое право /

Понятие, сущность, функции и формы эколого-правовой ответственности

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


рыбой и иными водными животными.

Развитие биотехнологии и генной инженерии создает новую экологическую опасность - возможность попадания из цеха завода в природную среду агрессивных микроорганизмов с непредсказуемыми свойствами. Аналогичную опасность пред-ставляют также и медицинские и ветеринарные лаборатории, работающие с возбуди-телями болезней.

Контроль за соблюдением предельно допустимых норм биологического загряз-нения ведет санитарно-эпидемиологическая служба. Она имеет право выносить обя-зательные предписания о приостановлении или закрытии предприятий, лабораторий и иных объектов, если они нарушают установленные нормативы и правила охраны окружающей природной среды от вредного биологического воздействия (см. ст. 38 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Глава 3. Экологическая ответственность.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступле-ния - есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществ-ляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, об-разовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоро-вью человека вреда и иными [10, с.4].

3.1. Понятие и виды экологической ответственности.

В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по эколо-гическому праву произведено в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" [10, с.24].

Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные ли-ца и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, граждан-ско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, органи-зации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным зако-ном и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности правонарушителей, относится, например, федеральное природоохранительное и по-ресурсное законодательство:

• Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

• Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.

• Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных ме-стностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.

• "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.

• Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г.

• Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г.

• Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.

• Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. и др.

Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КоАП) субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливать административ-ную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществ-ления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринар-ных правил.

В соответствии со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению Федерации.

Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законода-тельство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды нахо-дится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Эти обстоятельства следует принимать во внимание при решении вопросов юридической ответственности за экологические правонарушения.

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения яв-ляются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонаруши-теля; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупрежде-ние) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспи-тание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопо-рядку.

Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах за-конности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключе-нием обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедли-вости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государствен-ного принуждения.

Как указывалось, деяние – объективное основание юридической ответственно-сти, формальным основанием выступает правовая норма, закрепляющая признаки данного правонарушения, а вина служит субъективным основанием.

Однако выделение нормы, вины и деяния в качестве оснований в известной ме-ре условно, т.к. даже в совокупности их недостаточно для реального привлечения правонарушителя к ответственности. Поэтому единственным и достаточным юриди-ческим основанием ответственности является наличие в деянии правонарушителя предусмотренного нормами права состава экологического правонарушения.

В статье 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" эколо-гическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нару-шающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среды и здоровью человека.

Данное определение содержит основные отличительные признаки экологиче-ского правонарушения, но имеет ряд недостатков. В нем указаны не все признаки правонарушения; имеет место тавтология (противоправное деяние, нарушающее за-конодательство); перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизи-рующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения. Последствия же не входят в элементный состав экологического отношения, охраняемого законом, и не позволяют разграничить экологические и иные правонарушения (хозяйственные, про-тив собственности, против здоровья, должностные и т.д.).

Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии. Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъектив-ная сторона, субъект.

Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, за невыполнение планов и меро-приятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую экс-плуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований при-родоохранительного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды").

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудо-вым законодательством, законодательством о государственной службе, иными нор-мативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении. При этом условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравне-нию с действующим законодательством, включая условия ответственности, являются недействительными. Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнение требований экологического законодательства одно-временно является невыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или договором (контрактом).

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, уволь-нения от должности (ст. 135 КЗОТ РСФСР).

Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актами для отдельных категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Например, в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться: полное или частичное лишение премии либо иных средств поощрения; перевод на нижеопла-чиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение чина или звания; объявление о неполном служебном соответствии.

Администрация имеет право вместо дисциплинарного взыскания передать во-прос на рассмотрение общего собрания трудового коллектива или общественной ор-ганизации.

Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержатся в ст. 83 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в возложе-нии на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине по-несло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с ко-торым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым за-конодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого дейст-вительного ущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ). Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния; умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обя-занностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; ко-гда в соответствии с законодательством или договором на работника возложена пол-ная материальная ответственность.

При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются.

Недопустимо

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»