Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экологичесое право /

Понятие, сущность, функции и формы эколого-правовой ответственности

←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Скачать реферат


Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб, кото-рый может быть отнесен к категории нормального производственного риска (ст. 118 КЗОТ).

Административная ответственность за экологические правонарушения приме-няется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должно-стным лицом соответствующего государственного органа или судом (в проекте ново-го КоАП РФ – мировым судьей или судом).

С учетом неблагополучной экологической обстановки в стране, распростра-ненности экологических правонарушений в проект нового КоАП РФ включены в ка-честве органов, наделенных правом рассматривать административные дела, кон-трольные органы по охране окружающей природной среды, органы геологического контроля, органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем РФ), органы, осуществляющие охрану государственных природных заповедников и национальных природных пар-ков.

Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц. Пе-речень административных экологических правонарушений дается в ст. 84 Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природноресурсовом законода-тельстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, где они груп-пируются в главе "Административные правонарушения в области охраны окружаю-щей природной среды, памятников истории и культуры".

За совершение экологических административных правонарушений могут при-меняться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонаруше-ния; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения право-нарушения.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных в ст.24 КоАП РСФСР виды административных взыскании.

3.2. Экологические преступления.

Введение специальной главы об ответственности за экологические преступле-ния является одной из новелл нового УК РФ. В прежнем УК было более десятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах, в основном среди норм о хозяйственных преступлениях. Ныне в рассматриваемой главе семнадцать статей. Предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358 УК), уничтожение или поврежде-ние природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст. 243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды (ст. 237 УК). Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но они устанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинением вреда природной среде. Таким образом, появи-лось, наконец, четкое определение в законе круга экологических преступлений, по-зволяющее выстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств, прежде вызывавшее споры. Суть, однако, не в этом. Главное - изменился подход к общественной и правовой гонке экологических правонарушений и преступлений.

Прежнее уголовное экологическое законодательство в основном было ориен-тировано на то, чтобы пресечь расхищение природных ресурсов. Оно рассматривало природную среду как своеобразную "кладовку" природных богатств, отражало безна-дежно устаревшую концепцию приоритета экономических интересов перед экологи-ческими и интересами охраны прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность защиты здоровья человека, экологи-ческого благополучия населения при решении хозяйственных, военных, научных и иных проблем.

В новом УК содержание главы "Экологические преступления", как и других, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными формами и ви-дами экологической преступности. УК ориентирован на признание окружающей при-родной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против челове-ка и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Существенно ме-няются и представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились.

В связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологических пре-ступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависи-мости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.

Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность за неза-конное завладение природными ресурсами, тогда как число норм об ответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинении вреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и те практически не применялись. На-пример, в последние годы за рыбное браконьерство привлекается около 46 % лиц от числа совершивших экологические преступления за год, за незаконную охоту - 24,1 %, за незаконную порубку леса - 25,8 %, а по делам о загрязнении водного и воздуш-ного бассейнов они составляют всего 1,77 %. Ранее доля лиц, привлекаемых за эти преступления, была еще меньше.

В новом УК число норм о преступлениях, связанных с причинением вреда при-родной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14) [10, с. 29].

Заключение

До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо государст-венная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопусти-мым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономиче-ские интересы вступают в особо острые противоречия.

Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает ос-воение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных междуна-родных концепций и идей в области охраны окружающей среды.

Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать осно-вой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении эколо-гической безопасности общества.

Список использованных источников:

1. Конституция РФ. М.: 1993.

2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1, Ч. 2. М.: Новая Волна. 1997.

3. Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.

4. Кодекс законов о труде Российской Федерации

5. Кодекс об административных правонарушениях, 1964 г.

6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.

7. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. № 2060-1.

8. Закон РФ «О континентальном шельфе» от 25 октября 1995 г.

9. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, пере-работанное и дополненное. М.: Юрист. 1996.

10. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997.


←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»