←предыдущая следующая→
1 2 3
Директор национального природного парка руководит деятельностью парка и несет за нее полную ответственность, обеспечивает выполнение воз-ложенных на парк задач.
На территориях национальных природных парков устанавливается диф-ференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом мест-ных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соот-ветствии с этим на территориях национальных природных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:
зоны заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено;
зоны заказного режима, обеспечивающие условия сохранения природ-ных объектов, в пределах которых допускается строго регулируемое рекреа-ционное пользование;
зоны познавательного туризма, предназначенные для организации эко-логического просвещения и ознакомления с достопримечательностями на-ционального природного парка;
зоны рекреационного использования, включая территории, предназна-ченные для спортивной и любительской охоты и рыболовства;
зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия для сохранения комплексов и объектов культурного наследия;
территории агроландшафтов, предназначенные для ведения сельского хозяйства экологически безвредными методами;
зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гос-тиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, куль-турного, бытового и информационного обслуживания;
зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся хозяйст-венно-производственные работы, необходимые для обеспечения функциони-рования национального природного парка, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения.
Лимиты посещения гражданами национальных природных парков опре-деляются администрациями парков на основании научно обоснованных норм использования территорий в рекреационных целях по согласованию с госу-дарственными органами управления, в ведении которых находятся нацио-нальные природные парки.
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государ-ственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.
Соблюдение режима национального природного парка обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят:
директор национального природного парка и его заместители;
старшие государственные инспектора по охране национального природ-ного парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рацио-нального природоиспользования, охраны комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих);
участковые государственные инспектора по охране национального при-родного парка (мастера леса, охотоведы);
государственные инспектора по охране национального природного парка (специалисты, ведающие вопросами организации рационального природоис-пользования, лесники и егеря).
На службу охраны национальных природных парков возлагается осуще-ствление мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Перечень работников службы охраны национальных природных пар-ков, относимых к государственной лесной охране, утверждается государст-венным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Научно-исследовательская деятельность в национальных природных парках направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплек-сов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.
Просветительская деятельность национальных природных парков вклю-чает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материа-лов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под от-крытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности на-циональных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и про-паганды экологических знаний.
Хозяйственная деятельность национальных природных парков направ-лена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных услови-ях.
За деятельностью национальных природных парков осуществляется ве-домственный и государственный контроль.
Ведомственный контроль за деятельностью национальных природных парков осуществляется государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные природные парки, а также иными государ-ственными органами в пределах их компетенции.
Государственный контроль за деятельностью национальных природных парков осуществляется специально уполномоченными на то государствен-ными органами.
Национальные и природные парки включаются в государственный ка-дастр особо охраняемых природных территорий. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (далее именуется - кадастр) явля-ется официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Кадастр ведется по единым для Россий-ской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хране-ния информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимо-сти с государственными кадастрами природных ресурсов.
Итак, исходя из всего вышеизложенного, правовое положение нацио-нального парка характеризуется двойственностью. С одной стороны, это го-сударственное учреждение, выполняющее научные и туристические функ-ции, занимающиеся просветительством. В этом качестве оно наделяется пра-вами юридического лица и полномочиями субъекта права пользования зем-лей, полученной из федеральной собственности. С другой стороны, это при-родный комплекс, изъятый из хозяйственного оборота, сочетающий в себе решение экологических, рекреационных и просветительских задач.
Используемая литература:
1. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охра-няемых природных территориях" (с изменениями от 30 декабря 2001 г.)
2. Лесной кодекс
3. Земельный кодекс
4. Приказ Минприроды РФ от 17 декабря 1993 г. N 264 "Об утвер-ждении Положения о порядке взаимодействия Минприроды России с терри-ториальными природоохранными органами в области организации заповед-ного дела"
5. Постановление СМ РФ от 10 августа 1993 г. N 769 "Об утвержде-нии Положения о национальных природных парках Российской Федерации"
6. Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природ-ных территорий"
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|