Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (А-С) /

Андреевский Собор

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Содержание

Введение……………………………………………………4

Историческая справка……………………………………..4

Трехсвятительная церковь…………………………………9

Каменный Собор………………………………………….10

Орден святого Апостола Андрея Первозванного……….11

История Собора (XIX век)………………………………..12

История Собора (XX век)…………………………………15

Возврат Собора православной церкви……………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….18

ВВЕДЕНИЕ

Я выбрал эту тему, потому что, живя на родном острове, я хоть и знал где находиться Андреевский собор, но я не знал ничего, что с ним связано: кто его архитектор, когда был заложен первый камень этого чудесного Собора. Этот собор был долго закрыт. Я даже не знала, почему он был закрыт. И хо-рошо подумав, я решил написать реферат об этом соборе, чтобы хоть чего-нибудь узнать об Андреевском соборе. Написав этот реферат, я хочу показать, что нельзя забывать о таких великолепных сооружениях в том месте, где ты живешь.

Собор – невоплощенная мечта царя Петра Великого. Российскую столи-цу царь видел "подобной Амстердаму", с центром на Васильевском острове. В плане застройки Санкт-Петербурга 1716–1718 годов местоположение собора апостола Андрея Первозванного уже было определено – напротив здания 12-ти коллегий. Тем самым будущая жизнь собора виделась в центре перемен петровской эпохи, характеризовавшейся религиозной терпимостью. Собор должен был объединить не только соотечественников – православных, люте-ран, католиков, награждаемых орденом, но и иностранцев в христианское со-дружество, "действующее без границ". Светская власть возведением орденско-го собора демонстрировала единство России с христианской Европой.

Реальная жизнь собора лишена какой бы то ни было помпезности. Чтобы в этом убедиться, достаточно приоткрыть покров таинственности, в который была погружена его история.

Историческая справка

Усилия правительства, влиятельного дворянства, кавалеров ордена св. апостола Андрея Первозванного заложить собор при жизни Петра Великого остались тщетными. Прошло 30 лет, прежде чем был заложен первый камень в фундамент будущего собора. Правда, тогда уже действовал Троицкий собор, построенный императором, и в нем совершались торжественные богослуже-ния. Проводились и награждения кавалеров ордена. Но население столицы росло, и храм православные ждали.

До 1719 года на Васильевском острове, кроме палат князя Меншикова с деревянной при них церковью и Французской слободы, населенной мастеро-выми из иностранцев, почти никаких зданий не существовало. После 1719 года на нем стали уже сооружаться каменные и деревянные здания по утвержден-ное Петром 1 плану.

В 1722 году началась постройка зданий для главнейших присутственных мест, именовавшихся коллегиями, и здесь, на площади перед коллегиями, го-сударем было определено место для сооружения первой на Васильевском ост-рове соборной церкви.

Наследовавшая после Петра 1 престол его супруга Екатерина 1 полно-стью разделяла намерения своего умершего мужа и во второй год своего цар-ствования 31 марта 1727 г. подписала указ:

«...Всепресветлейшая и самодержавнейшая Государыня Императрица Всероссийская Екатерина Алексеевна, первейшая Великая Магистра ордена святого Апостола Андрея, кавалеров Российских, на строение храма его изво-лила пожаловать тысячу рублей, да разных материалов на две тысячи руб-лей..»

К этому времени на Васильевском острове уже обозначились кварталы будущих улиц и проспектов. Остров начал застраиваться как центр столицы. Каменные двухэтажные дома по типовому проекту "для именитых" возводи-лись на берегу Невы, на 1-й, 6-й,7-й линиях. Много строилось и деревянных домов.

Учитывая необходимость строительства церкви для тех, кто уже посе-лился на острове, было принято решение об изменении места строительства. Такое место было предусмотрено на углу Большого проспекта и 6-й линии, где должна была бить возведена каменная церковь. А пока решили построить вре-менную, деревянную.

Сохранился документ от 7 мая 1728 года, в котором архитектор Джузеп-пе Трезини доносил синодальной канцелярии, что место для церковного строения расчищено от леса и произведена заготовка материалов.

В 1728 году закладка церкви совершилась, но не во имя святого Апосто-ла Андрея Первозванного, как указала Екатерина 1, а имя Рождества Богоро-дицы, взамен упраздненной за ветхостью на Петербургской стороне церкви во имя Рождества Богородицы, доходы которой вместе с пожертвованными Ека-териной 1 тремя тысячами рублем были единственным средством для соору-жения первой соборною церкви на Васильевском острове.

Следует отметить, что в исторической справке по Андреевскому собору А.Липман и Н.Попова предполагают, что закладка церкви состоялась в 1729 году, но каких-либо доказательств в пользу своего предположения не приво-дят.

В 1731 году строительство церкви было закончено. Она была скромная, одноэтажная, в семь окон в сторону Большого проспекта, холодная, без печей, с одним престолом, с небольшой звонницей под четырехгранным шпилем, обитым шестью.

Автор проекта этой церкви не известен, но есть основания полагать, что им был Дж.Трезини.

8 октября 1732 года архиепископ Феофан Прокопович торжественно ос-вятил новую церковь, но не во имя Рождества Богородицы, а во имя святого апостола Андрея Первозванного, для торжества и празднования кавалеров Ан-дреевского ордена, что соответствовало цели, изложенной в указе Екатерины 1 от 31 марта 1727 года. В причт церкви были зачислены три священника.

«Легенда Андреевского Собора связана с несчастной судьбой несосто-явшейся императрицы, невесты императора Петра II, Екатерины Алексеевны Долгорукой. По чудовищному стечению обстоятельств молодой император умер накануне объявленной на 19.01.1730 года свадьбы. Екатерина пережила своего жениха на шестнадцать лет и скончалась в 1746 году. До сих пор неиз-вестно место захоронения, но если верить легенде, то могила княжны нахо-диться в ограде Андреевского Собора.»[17]

До 1709 года на Васильевском острове не было определено официаль-ных мест для захоронения умерших, Более или менее состоятельные жители острова хоронили своих родственников вблизи своих домов. Прибывшие на строительство города крестьяне, рабочие, каторжники и прочие - около своих поселений, постепенно образовывая неорганизованное кладбище вдоль Чер-ной речки (ныне р.Смоленка). Стихийно образовалось небольшое кладбище для "именитых" и в лесу на углу Большого проспекта и 6-й линии, рядом с предполагавшимся местом строительства каменной церкви.

Так, в 1848 году при устройстве приделов к Андреевскому собору, во рвах, вырытых под фундаменты, находили не только человеческие кости, но и довольно хорошо сохранившиеся гробы. Это - доказательства находившегося здесь в ХУШ веке кладбища. Предполагается, что знаменитый сенатор петров-ского времени Яков Федорович Долгорукий такие погребен был в ограде со-бора.

В ноябре 1733 года жители Васильевского острова указом духовного правления были приписаны приходом к Андреевской церкви. Церковь посе-щалась знаменитыми лицами города, в ней было оборудовано царское место.

30 июля 1745 года при торжественном богослужении в церкви принима-ли присягу как профессора Санкт-Петербургской императорской Академии наук М.В.Ломоносов и Тредиаковский.

В январе 1740 года знатные прихожане церкви обстоятельно описав не-удобства проведенных служб в холодное время года, попросили Высочайшего разрешения

"... близь сей церкви на принадлежавшем ей месте построить из своего иждивения, с помощью доброхотных подаяний другую, теплую, а для безо-пасности топления печей - каменную церковь во имя знамения пресвятыя Бо-городицы или какого-либо святого».

5 апреля 1740 года комиссия отстроения города ответила духовному правлению разрешением строительства каменной церкви с отоплением, но по-требовала план и фасад, которые уже 21 апреля 1740 года были представлены. Автор проекта неизвестен, однако 29 мая 1740 года архитектор О.П.Трезини (зять известного Д.Трезини) донес в Духовное правление, что строение новой церкви будет находиться «под его смотрением».

2 июня 1740 года Святой Синод разрешил строительство церкви, сооб-щив, что решение о ее наименовании будет учинено после того, как поступит донесение о готовности церкви к освящению.

Через некоторое время на строительство церкви были отданы разные ма-териалы, известь и гвозди, оставшиеся после ремонта каменных домов, в кото-рых жил в С.-Петербурге персидский посол со свитою.

В 1743 году по челобитью священника Андреевской церкви Иакова Ти-хонова, согласно указу императрицы Елизаветы Петровны, сенат постановил: денег за материалы на строительство новой церкви не требовать, так как при Андреевской церкви не имелось вкладных сумм.

Несмотря на запрещение захоронений на кладбище у Андреевской церкви, отдельным знатным лицам, в порядке исключения, святым Синодом выдавались разрешения на погребенье непосредственно у стен церкви.

Так, на западной стене позднее построенной Трехсвятительской церкви была установлена плита с надписью на грузинском языке взамен утраченной временем могилы. В настоящее время она снята и хранится в здании церкви. В русском переводе, сделанною профессором Броссе, надпись эта гласит:

«Любезные братья мои, я была в этом преходящем мире дочь Кахетинского князя Обер-Гофмаршала Нодара Джарджадзева, и получила при святом кре-щении имя княжны Гуки. Божиею волею я была в супружестве за князем Гру-зинским первого разряда майором Эдишером Эмирахваровым и провела жизнь с ним в сердечном согласии. Лишившись

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»