Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (А-С) /

Античность и культура

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

по культурологии

НА ТЕМУ

Культура

античности

Выполнил: студент 2-го

курса юридического

факультета

______________

Преподаватель:

Суркова Л. И.

г. Майкоп

1999г.

ПЛАН

Введение

1. Культура древней Греции

2. Культура древнего Рима

3. Античная наука

Заключение

Список литературы

.

Введение

Во многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности (как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествляется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ве-дет к неясности в понимании самого содержания культуры.

В научной литературе существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой ис-тории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто встречаются оп-ределения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация" и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур.

По мнению И.Ф.Кефели, культура - процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достиг-нутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира. Большинство современных специа-листов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания ору-дий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для труда, общения и позна-ния.

Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что соз-дается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией же мы понимаем один из периодов исто-рии культуры. Периоды эти следующие: дикость -"период преимущественно при-своения готовых продуктов природы" (Энгельс); варварство-эпоха, характеризую-щаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатка-ми животноводства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство" сде-лалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и реакционно-сти); цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфавитной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным углублением классовых противо-речий и основанной на этих противоречиях государственной организацией.

Цивилизация античности - один из периодов развития культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древнего Рима.

Культура Древней Греции

На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки поднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Сре-диземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относя-щемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие греки, за ис-ключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего, догреческо-го народа, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три куль-турные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская - в соб-ственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, худож-ники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахей-цами.

Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура, которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550 г. до н. э.), среднеми-кенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднемикенский (1400 - 1200 гг. до н. э.).

Около 1700 г. до н. э. в Арголиде - центре власти микенских правителей - стали особенно сильно ощущаться влияния минойской культуры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритянок, появились святилища критско-го типа, в которых приносили жертвы богини с Крита. Испытывая воздействие бо-лее развитой цивилизации, ахейцы сохраняли , однако, несмотря на это, многие черты культуры, принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападе-ний с севера и восстаний покоренного ими населения.

Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и мужественность нарождавшейся микенской цивилизации.

Все это нашло свое отражение как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местных царей были круп-ные укрепления на возвышенных местах, обнесенные мощными стенами. Конст-рукция этих укреплений отличалась от конструкции критских построек. Чтобы по-нять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшен-ных рельефом с изображением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы - одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч людей, сво-бодных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих далеких военных походах.

До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языком вели-чественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позволила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем письменности в эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы линейного письма - А (XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XI- II вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть тексты, созданные на основе самой "младшей" из этих систем, а именно линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на греческом языке. Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрованным, но, как представляется, пользовались им не греки, а догреческое население Крита.

В Древней Греции существовало множество профессий, такие как камен-щики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельствовало о высоком развитии их науки и культуры.

Микенские документы принесли с собой немало открытий в области истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина и Ар-темида. Неожиданностью для ученых оказалось существование женских соответст-вий: Посейдону - богине Посидеи, и Зевсу - богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно тому, как не было в классический период "жрицы цветов", упоминаемой в кносских текстах. Но самым большим открытием явилось сущест-вование уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это мы находим в табличках, но как имя человека, а не бога.

Великолепные памятники античной культуры - поэмы Гомера "Иллиада" и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения исскуства, им предавалось также важное государственное, соци-альное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались , как глу-боко современные.

Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естейственной необходи-мости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т. д.

Античная культура - это также культура Сократа, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих уче-ников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников.

Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится прави-лом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его ("Я знаю,что ниче-го не знаю"). Самое позорное невежество - "воображать что знаешь то, чего не зна-ешь". Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал на-падки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»