Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (А-С) /

Арабская алхимия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


СамГТУ

Кафедра истории

«Арабская алхимия»

Реферат по истории науки и техники

Выполнил: ст. III-XT-2

Зонтов А.Н.

Проверил: доц.каф. истории

Курятников В.Н.

Самара 2001 г.

Предисловие

Мы живем в таинственном мире — мире, который наполнен тайнами, и который сам является Тайной. Причем тайной изначальной, неразгадываемой.

Мы живем в мире, где люди способны творить чудеса — то есть невероятные с общепринятой точки зрения действия — просто даже не поверив, а только всерьез допустив возможность этих действий.

Зачем? — А почему бы и нет?!

Тайна повсюду. И все же в нас неискоренима потребность пытаться разгадать тайну мира.

Люди, “профессионально” занимающиеся разгадыванием мира (конечно, безре-зультатно — и в этом чудо), традиционно именуются магами.

Определим магию как искусство осознавания таинственности мира, а, по-скольку в мире нет ничего, кроме тайн, можно определить Магию как искусство подлинной жизни.

Маги — профессиональные жильцы. То есть они просто живут, но живут наи-лучшим образом.

Это значит, что маги отказываются жить фальшивой жизнью в фальшивом мире — как это делают люди, отказываются искусственно ограничивать свои возмож-ности, и, прежде всего — возможность осознания Мировой Тайны.

В этом дело. Тайну нельзя разгадать, но ее можно Осознать. Тогда возника-ет чудо.

Так что же есть в мире, кроме магии?

Любая магия начинается с осознания человеком своей смертности. Окончатель-ной. Без бессмертной души, без реинкарнаций и тому подобного. И магия являет-ся поиском возможности изменить ситуацию.

На протяжении истории человечества было выработано множество спосо-бов, зачастую самых изощренных, продления человеческой жизни. Ценой других жизней, ценой понижения своего эволюционного статуса и ценой еще Бог знает чего маги стремились отсрочить неизбежное.

Поиски Эликсира Жизни — один из примеров.

Когда говорят, что алхимиками двигала жажда наживы — говорят ерунду. Это профанации, не имеющие никакого отношения к Алхимии. Никто не рискнул бы отправиться на поиски Камня, если бы единственной его способностью была трансмутация металлов. Но алхимик, изготовивший Философский Камень, полу-чает также Эликсир жизни. Вот душа алхимии.

Человек, ставший Камнем, достигает бессмертия личности.

Является ли это бессмертие истинным бессмертием, или, иными словами, побеж-дена ли смерть — вопрос другой. Однако такой человек избегает тягот последова-тельных смертных перерождений, сливаясь с Потоком Жизни Вселенной.

Несмотря на то, что обладание Камнем означало обладание Эликсиром, су-ществовала масса “эликсиров” и омолаживающих средств, а также разнообразных методов, начиная от питья человеческой крови или поедания гадюк, до вбирания в себя дыхания юных девушек.

Наблюдение и применение—две стороны по существу единой познаватель-ной деятельности, дали с древности начало двум одинаково почтенным и, вместе с тем, в определенном смысле противоположным наукам. Науке о трансформации и науке о трансмутации, науке для человечества и науке для Человека—химии и алхимии.

По мнению современного алхимика Фулканелли, алхимия служила связью с цивилизациями, которые исчезли тысячелетия назад и неведомы археологам. Со-гласно старым легендам, хранимым раввинами, ангел у врат Эдема посвятил Адама в мистерии Каббалы и Алхимии, обещая, что, когда человеческая раса в совершенстве овладеет секретной мудростью, скрытой в этих искусствах, прокля-тие запретного плода будет снято и человек сможет снова войти в Сад Господень. Точно так же, как человек облачается в “одеяние из кож” (физическое тело) во время своего падения, так и эти священные науки были даны ему в низших мирах воплощенными в плотные оболочки. Химия рассматривается как земное тело ал-химии, остальная часть которой скрыта за покрывалом небес. Алхимики окутыва-ли процесс производства камня покровом тайны, что нередко смущало других ал-химиков и делало их искусство еще более непознаваемым, так как совершавшиеся действия были не только химического, но и мистического свойства. Философский камень не только превращает металлы в золото, он также совершает духовное преобразование человека из состояния земной нечистоты в небесное совершенст-во. Некоторые алхимики никогда даже не приближались к лаборатории и осмеи-вали попытки изготовить золото с целью обогащения, но многие из тех, кто с на-деждой трудился над печами и атанорами, полагали, что Камень может быть до-быт только теми, кто достиг глубокого понимания сокровенных тайн Вселенной. Эти тайны не могут быть выражены простым языком и не только потому, что их обладателями станут недостойные. Они могут быть переданы только с помощью символов и аллегорий, а полный объем их смысла может быть уловлен лишь бла-годаря мистическому переживанию.

Одним из проявлений древнейшей алхимии можно назвать шаманские практики, целью которых было превращение (трансмутация) объектов природы в фетиши, почитаемые объекты (часто с использованием огня) и обычного человека — в шамана (кризис Посвящения). Термины “фетиш”, “фетишизм” означают не какой-либо определенный вид почитаемых предметов, а определенное отношение чело-века к сверхъестественному миру, именно то отношение, при котором человек ве-рит в свою способность принудить сверхъестественные силы служить себе, алхи-мическое отношение. Фетишизм, возникший на заре цивилизации, и по сей день составляет неотъемлемую часть любой религии.

С возникновением древнейших государств и жреческого сословия, значительная часть как химической, так и алхимической деятельности оказывается в стенах Храмов. С одной стороны, знания прикладного характера помогали жрецам осу-ществлять подконтрольные им технологии и влиять, таким образом, на развитие общества. С другой стороны, Алхимия, путем манипуляций над материей, давала им власть над силами метафизической природы (что бы ни понимали под этими словами).

Алхимия, как и все магические науки и искусства, основана на предположе-нии единства всего во Вселенной. Основа единства была обнаружена алхимиками в веществе, названном ими первоматерией, в веществе, которое остается неиз-менным во всем разнообразии. Первоматерия не является материей в точном смысле этого слова, она является ее возможностью. Первоматерия может быть описана лишь в противоречивых терминах. Она не обладает ни свойствами, ни качествами, и в то же время имеет все качества и свойства, так как содержит в се-бе возможность всего, что находится в ней в латентном состоянии. Первоматерия — это то, что остается от предмета, когда он лишен всех характеристик.

До сегодняшнего дня алхимики считают, что объект может быть лишен всех своих свойств и низведен до первоматерии, и вновь выведен из нее с новыми, лучшими, качествами. Используется теория материи, развитая Платоном и Ари-стотелем, по которой в результате оформления, первоматерия разделилась на 4 первовещества—огонь, воздух, воду и землю. Каждый из этих элементов обладает двумя из четырех священных свойств Первоматерии. Огонь жарок и сух, воздух жарок и влажен, вода холодна и мокра, земля холодна и суха. Все состоит из че-тырех элементов, и различия между предметами и материалами объясняются раз-ницей в пропорциях, в которых эти элементы сочетаются в них. Если одно из свойств элемента нарушить, он превращается в другой элемент: если горячий и сухой огонь теряет свой жар, он превращается в холодное и сухое — землю (зо-лу). Когда холодная и мокрая вода нагревается, она становится горячей и мокрой и превращается в воздух (испаряясь). Это представление важно для алхимии, по-скольку допускает возможность трансмутации.

Ремесленники древнего мира стремились подражать природе, пользуясь красками и сплавами, чтобы искусственно созданные материалы напоминали природные. Убеждение, что природе можно подражать, является одной из фунда-ментальных концепций: самое естественное и совершенное творение — создать то, что подобно себе. Одновременно существовало представление о том, что “не-благородные” металлы представляют собой несовершенное творение природы. Природа всегда стремится к совершенству, стремясь создать наилучший металл золото, наименее подверженный порче и коррозии. Но природные процессы часто сбиваются, и в результате получаются другие, несовершенные, металлы.

Параллель между существованием металла и жизнью человека явно про-слеживается во многих алхимических трактатах и отражает первоверховный Ма-гический Закон Аналогий. Первым важным шагом в работе алхимика является сведение исходного материала к первоматерии. Оно заключается в “убийстве” внешней формы металла и в высвобождении семени золота, заключенного в нем так же, как душа заключена в теле человека. Затем семя соединяется с первомате-рией для зарождения эмбриона металла, который будет обладать естественным стремлением стать золотом, так как человек стремится достичь совершенства. Подкармливаемый должным образом, эмбрион будет расти и, наконец, родится в атаноре как совершенное золото, Камень.

Жреческая культура развивала две основные науки: астрологию (сюда включается и вычисление сроков разливов Нила, и предсказание эпидемий, и пла-нирование сельского хозяйства) и алхимию. Понятно, что у них было очень много точек соприкосновения. Один из древнейших алхимических

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»