Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (А-С) /

Блокада

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


План работы

Вступление 2

Первые дни блокады 4

Эвакуация ленинградцев 6

Артиллерийский обстрел 8

Голод (ноябрь 1941 – январь 1942 года) 10

Дорога жизни 13

Прорыв блокады 15

Воспоминания ленинградцев: 17

1. “Старшая сестра” 17

2. “Подарок” 17

3. “Мы ели все…” 18

Память дням блокады 19

Заключение 21

Список литературы 22

Приложение 23

Вступление

В русской истории имеется немало примеров высокого патриотизма и самопожертвования, проявленных в борьбе с иноземными захватчиками, но такой безграничной любви к своей Родине и непоколебимой твердости духа, доблести и бесстрашия, отваги и мужества, такого легендарного подвига, какой совершили советские люди, в том числе ленинградцы, в грозную пору Великой отечественной войны, история не знает.

На долю ленинградцев выпали тяжелые испытания. Подвергаясь непрерывным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам, задыхаясь в тисках блокады, без запасов продовольствия и топлива, Ленинград в течение 900 суток противостоял осаде гитлеровских войск, и каждый из дней блокады был боевым днем ленинградцев.

Воины ленинградского фронта и моряки Краснознаменного Балтийского флота, рабочие прославленных ленинградских заводов и служащие, ученые и инженеры, работники искусств и писатели, студенты и учащиеся, коммунисты и беспартийные, движимые неиссякаемым советским патриотизмом, с самых первых дней войны поднялись на защиту города.

Они были полны непоколебимой решимости – не допустить врага в Ленинград. “Наш принцип такой, - говорил рядовой пехотинец Промичев,- ты отступишь – я тебя убью, я отступлю без приказа – ты меня убей, но Ленинграда не сдадим!”

Вместе с ленинградцами был весь героический советский народ. В обороне Ленинграда, как в фокусе, нашли наиболее яркое проявление беспримерно высокие морально-политические качества советских людей, их горячая любовь к городу Ленина – колыбели Великого Октября. Об этой любви поэт Гусев сказал так:

Как мы любим его,

Как он близок и дорог нам –

Всем республикам,

Волге, Уралу, Москве,

Этот город великий,

Замечательный город,

Что лежит на широкой

Могучей Неве.

“… Легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была героическая 900-дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Это был один из самых выдающихся, самых потрясающих массовых подвигов народа и армии во всей истории войн на земле. Мужество ленинградцев, доблесть защитников города Ленина навсегда сохранятся в благодарной памяти нынешнего и грядущих поколений советских людей…”

Л.И. Брежнев

Первые дни блокады

Наиболее трудный и трагический период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны продолжался в 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, около 900 дней.

В ходе Ленинградской битвы 1941-1944гг. советские войска стойко и героически сдерживали противника на дальних, а затем и на ближних подступах к Ленинграду.

20 августа 1941 года немецко-фашистские войска заняли город Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград-Москва.

21 августа противник вышел к красногвардейскому укрепленному району на юге.

С 22 августа начались бои на Ораниенбаумском направлении. Немецко-фашистским войскам не удалось с ходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошел к городу в юго-западной его части. С прорывом противника 30 августа на станции Мга была перерезана последняя железная дорога, соединявшая Ленинград со страной. 8 сентября противник захватил Шлиссельбург, полностью прекратилось сухопутное сообщение с Ленинградом. Началась блокада города, сообщение со страной поддерживалось только воздушным путем и по Ладожскому озеру. К концу сентября фронт на юго-западе и южных подступах к Ленинграду стабилизировался. Он проходил на рубежах Финского залива, Лигово, южные склоны Пулковских высот, подступы к Колпино, берег Невы от Ивановского до Шлиссельбурга.

Юго-западный фронт находился в 6км от Кировского завода в районе Дачного. Передний край обороны проходил по территории современного Красносельского района. На северо-западе и северо-востоке линия фронта стабилизировалась в сентябре 1941 года на линии старой советско-финской границы.

В конце августа и начале сентября немцы начали продвигаться к Колпино, намереваясь с ходу взять город. Опасность их вторжения, казалось, была неизбежной. Но в это весьма критическое время рабочие отряды Ижорского завода преградили им путь. Они заняли линию обороны, поставили пушки, пулеметы, вооружившись винтовками, встретили врага огнем. Взять город сходу фашисты не смогли, тогда противник подтянул более крупные силы и вновь начал атаки. Взятие Колпино открывало немцам дорогу к Ленинграду, и потому им хотелось как можно быстрее сломить оборону, тем более что оборонительные сооружения, по существу, состояли из одних окопов, но преодолеть сопротивление не могли. Рабочие, жители Колпино несли тяжелые потери, но не отступали ни на шаг, отстаивая свой город.

На подступах к Ленинграду, на заводах, на фабриках, на улицах и площадях – всюду шла напряженная работа многих сотен тысяч людей, они превращали город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в короткий срок создали оборонительных пояс противотанковых рвов длиной 626 км, построили 15000 дотов и дзотов, 35 км баррикад. На заводах круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях свое превосходство над немецкими. Рабочие, квалифицированные и не имеющие никакого профессионального опыта, мужчины и женщины, и даже подростки стояли у станков, упорные и исполнительные. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но люди работали, не смотря не на что.

19 сентября вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении большой группы рабочих и инженерно-технических работников орденами и медалями. Директору завода И.М. Зальцману и главному конструктору Ж.Я. Котину* было присвоено звание Героя Социалистического Труда за их изобретательность, смелую инициативу, героическому сопротивлению вражеским налетам и хорошо поставленную организацию работ.

Многие участки строительства находились в непосредственной близости от противника и подвергались артиллерийскому огню. Люди работали по 12-14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи.

С первых дней осады Ленинград стал испытывать недостаток электроэнергии: не хватало топлива. С сентября вводится жесткий лимит электропотребления для всех предприятий и учреждений, а также для бытовых нужд населения.

*Смотри приложение рис.

Эвакуация ленинградцев

В блокированном городе (с пригородами) продолжалась массовая эвакуация населения. Она проводилась в 3 этапа:

1-й этап – с конца июня до сентября 1941 года. Прежде всего, вывозились дети. В целом же, в сложнейших условиях первых двух месяцев войны удалось отправить в тыловые районы страны 636тыс. человек.

2-й этап – с середины сентября 1941 года до апреля 1942 года. За это время по Ладожской ледовой трассе, а также водным и воздушным путем вывезено еще 659тыс. человек.

3-й этап – с мая по октябрь 1942 года, когда в тыл было отправлено еще 403тыс. человек.

С 1 ноября 1942 года решением Ленгорисполкома эвакуация людей прекращена. Всего

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»