Модуль I
Лекция
Тема: Вводная. 1 час.
План:
I. Предмет и задачи курса “История Казахстана”.
II. Общая характеристика источников.
I. Предмет и задачи курса “История Казахстана”.
“Народ у которого нет истории, подобен ре-бенку без отца и матери, всему учиться с са-мого начала. Мало того, народ, потерявший свою историческую память словно гибкая ло-за – куда его согнешь, туда и пойдет”
Ч. Айтматов.
История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому её изучение занимает важное место в фор-мировании исторического сознания молодежи.
Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвер-тое место по численности и входят в первую десятку по занимаемой тер-ритории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Но в период колониальной зависимости были отняты история, его про-шлое, его корни. Сегодня перед исторической наукой независимого Ка-захстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формиро-вать историческое сознание народа с объективных позиций.
Одной из значительных задач истории является казахстанского пат-риотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приорите-тов, выдвинутых президентом Н. Назарбаевым в послании народу “Казах-стан - 2030”. В свою очередь патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его про-шлым. Поэтому объективное изучение истории и её популяризация явля-ются сегодня такими важными.
1998 г. был объявлен президентом Назарбаевым годом единства на-родов и национальной истории, что, несомненно, оказало воздействие на развитие исторической науки Казахстана.
II. Общая характеристика источников.
Задача историка заключается в поиске истины или реконструирова-ние прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть историческими источниками.
Исторические источники разделяются на на письменные и вещест-венные.
Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевоз-можные документы, художественная литература.
Материалом для них может служить бумага, кожа, берёзовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др.
Люди научились писать около 5 тыс. лет назад. Поэтому письменные источники позволяют заглянуть в прошлое не далее указанного срока. Для изучения раннего периода используют вещественные источники, к ним которым относятся всевозможные предметы или обьекты, сделанные че-ловеком. Их отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пеще-рах. Это жилищ и др. сооружений древних людей, предметы мебели, по-суда, утварь, оружие, орудия труда, украшения и тд.
С целью наиболее полного восстановления образа прошлого истори-ки прибегают к помощи различных наук, которые объединены под общим названием “вспомогательные исторические дисциплины”.
К ним относятся:
Археология - (от греческого “архайос” - древний и “логос” - наука) наука о древности.
Лингвистика – наука о языках.
Палеография – наука, которая изучает всё, что связанно с письменностью, письменами, письмом.
Сфрагистика – помогает установить имена царей, даты появ-ления документов. Доказывают их подлинность, обнаруживает подделки по печатям на документах.
Метрология – наука об измерениях, о единицах измерения.
Геральдика – наука о гербах и символах.
Вексилогия – наука о флагах.
Этнография – наука, изучающая быт народов.
Письменные источники в Казахстане: надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договоры, дипломатические протоколы, путевые за-писи, дневники, прошения чиновников различных сторон, посетивших Казахстан.
Их можно условно разделить на несколько групп.
В первую группу входят письменные сообщения античных авто-ров. В трудах древнегреческого историка Иродота и географа Страбона, историка Менандра Протектора, римского историка Аммиака Марцелпи-на, византийского историка Полиона мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности.
Много полезной информации по истории древнего Казахстана со-держится в Китайских династийных хрониках. Китайские историки с ин-тересом следили за событиями в Казахстанских степях, и скурпулезно за-писывали их.
В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкама-нулы. В 1992 г. историки казахи КНР написали книгу “Древняя история казахов”.
Следующую группу составляют ирано-язычные п.п. В своде книг зо-роастрийской религии древних иранцев – Авесте, высеченной на Бехи-стунской скале, встречаются отдельные эпизоды из жизни казахстанских племен первого тыс. до н.э.
Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен является русские летописи. Такие произведения, как “Слово о полку Игореве”, “Ипатьевская летопись”, “Сибирская летопись” и др. насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в “по-ловецкой степи”, т.е. на территории от Дуная до Алтая.
Важнейшую группу источников составляют древне-тюркские. В памятниках, написанных на орхоно-енисейском алфавите, посвященным легендарным личностям древних тюрок – Кюль Тегин, Билге Каган, То-нью Кок – освещаются фрагменты из истории правителей раннего средне-вековья.
Для восстановления истинной истории казахского края много было сделано отдельными представителями национальной историографии.
Первый опыт написания систематической истории казахского народа с древнейших времен принадлежит А.Левину.
В советский период замечательный ученый-энтузиаст, председатель общества изучения Казахстана А.Чулошников создает обстоятельный труд – “Очерки по истории казахско-киргизского народа в связи с обще-ственными историческими судьбами других тюркских племен” (Оренбург, 1820), где освещались основные этапы древней истории края.
Во многом углубила представление о древней истории края работа М.Тынышпаева “Материалы по истории киргиз-кайсацкого народа” (Ташкент, 1925)
Большое значение имеет также обобщающий труд первого казаха – профессора истории С.Асорендиярова “История Казахстана с древнейших времен” (1935 г.) Автор осветил основные моменты дореволюционной ис-тории Казахстана, выделяя два этапа в истории казахов: до и после завое-вания царизмом.
Асорендияров изложил в книге завоевательную политику России, оп-роверг добровольность присоединения казахских земель к России и про-грессивность этого процесса.
За попытку написать объективную историю своего народа Асорен-дияров С. так же как Тынышпаев М., Кудейбердиулы, Бекмаханов Е., был репрессирован.
Таким образом для изучения истории своего народа историками ис-пользуются источники всех видов, а так же историографический матери-ал.
|
|