Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (А-С) /

Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ПЛАН

1. Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.

2. Отношение с социалистическими странами.

3. Политика разрядки. СССР и страны Запада.

4. Политика в «третьем мире».

Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.

В октябре 1964 г., когда новое руководство взяло власть в свои руки, в пассиве внешней политики Хрущёва были: нарушенное единство социали-стического лагеря из-за раскола с Китаем и трений с Румынией, натянутые отношения с Западом вследствие Карибского кризиса, отсутствие ощутимых результатов в отношениях со странами «третьего мира».

Брежневское руководство поставило три приоритетные задачи в области внешней политики: устранить угрозу распада социалистического лагеря и ещё теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отноше-ниях; нормализовать отношения между Востоком и Западом (политика «мирного сосуществования»); продолжать политику последовательной под-держки «прогрессивных» движений и режимов во всём мире. Эта политика была особенно активна в отношении стран, находившихся в непосредствен-ной сфере влияния СССР.

Важнейшими событиями советской внешней политики, отразившими её особенности в период 1965-1984 гг., были: интервенция в Чехословакию, подписание двух первых соглашений об ограничении стратегических воору-жений во время визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г., вторжение Совет-ского Союза в Афганистан.

Отношения с социалистическими странами.

Укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере и среди компартий «третьего мира» было первой внешнеполитической зада-чей Хрущёва. В отношении социалистических стран Восточной Европы по-литика советского руководства ориентировалась на предоставление несколь-ко большей экономической и политической свободы, чем ранее. К власти во многих странах стали приходить более либерально настроенные коммуни-стические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвеча-ли классическим представлениям о социализме.

В результате в Восточной Европе советскому руководству удалось ста-билизировать ситуацию и ликвидировать последствия венгерских событий 1956 г. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «када-ризация» в Венгрии: несмотря на то что политическая жизнь продолжала на-ходиться под партийным контролем, в сфере экономической политики и культуры была допущена значительная либерализация, что обеспечило почти исключительные для всей Восточной Европы условия жизни в Венгрии.

В отношениях с восточноевропейскими социалистическими странами упор стал делаться на укрепление экономического сотрудничества и взаим-ные политические консультации. Наиболее отчётливо это проявлялось в дея-тельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической ин-теграцией.

Несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в кол-лективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г., а также в постоянных отчётах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е гг. было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»).

В то же время были достигнуты определённые успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу уг-лубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Реально она осуществ-лялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего было обеспечение восточноевро-пейских стран дешёвыми энергоносителями и сырьём. Крупными совмест-ными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Друж-ба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строи-тельство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. – около 50 млн. т., а к началу 80-х гг. – 508 млн. т., причём цена на нефть бы-ла значительно ниже мировой.

Советское руководство чётко ставило рамки, за которые внутриполити-ческие проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, следовали карательные меры. Так, правительство Дубчека в Чехословакии слишком широко открыло ворота частному пред-принимательству и попыталось сократить зависимость от СССР путём сбли-жения с западными странами. Ответом был ввод советских, немецких, бол-гарских и польских войск в 1968 г. и подавление «контрреволюции».

Не менее показательны были события в Польше. С кризисом начала 70-х гг. польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х гг. антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Бла-годаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объе-динённой рабочей партии встал генерал В. Ярузельский. Это прекратило за-бастовки и нарастание социальной нестабильности, а с другой стороны, пре-дотвратило подготовленный уже ввод советских войск для, как утвержда-лось, «наведения порядка».

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 60-80-х гг. югославские и советские прави-тельства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благоже-лательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. На фоне усиленных экономических связей политическое сотруд-ничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Юго-славией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руково-дство страны во главе с Н. Чаушеску пыталось проводить независимый курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соот-ветствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мири-лось с румынской самостоятельностью.

Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьёзно обостре-ны. Советско-албанские отношения были разорваны ещё в 1961 г. В жёсткой конфронтации Советский Союз находился с Китайской Народной Республи-кой. Обострение отношений между ними началось ещё в конце 50-х гг., а в середине 60-х гг., с началом «культурной революции», китайское руково-дство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР. В 1965-1966 гг. из страны выехали почти все советские граждане, прекратились ка-кие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли вооружённые столкнове-ния в районе острова Даманский (Дальний Восток) и Семипалатинска (Ка-захстан), когда погибли более 1 тыс. человек. На протяжении 70-х гг. Китай-ская Народная Республика фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Л.И. Брежне-ва в 1982 г. контакты между двумя странами стали быстро налаживаться.

Политика разрядки. СССР и страны Запада.

Отношения с западноевропейскими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х гг. началась разрядка во взаимоотношениях между СССР и Францией. Президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966—1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продол-жены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские эко-номические связи. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республи-кой Германии. Осенью 1969 г. на выборах в бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 г. В этом договоре были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические от-ношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

Аналогично развивались отношения СССР с большинством других ев-ропейских и неевропейских стран. Наиболее натянутыми на протяжении все-го периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений. Несмотря на то что экономиче-ские связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешне политиче-ские отношения оставались на весьма низком уровне. СССР так и не заклю-чил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зре-ния находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.

В общем русле развития отношений

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»