Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (А-С) /

Внутренняя политика при Николае 1

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I (1825-1855)

Третий сын Павла I, брат Александра I, Николай (1796-1855) вступил на престол в 1825 г. Годы царствования императора Николая I (1825-1855) расцениваются историками как "апогей самодержавия".

"С детства был он привержен к военному делу. Очень настойчивый и упрямый по натуре, Нико-лай был, однако, поклонником дисциплины и сам, когда начал служить, показывал примеры служебного повиновения и скромности".

К этому следует добавить, что годы учения оставили в Николае непреодолимое отвращение к "отвлеченным предметам" - философии, политэкономии и праву.

Хотя отказ Константина Павловича от прав на престол был известен Александру I и императри-це-матери Марии Федоровне уже задолго до 1825 г., однако почему-то они не открывали этого великому князю Николаю, который сам никогда не думал, что ему придется занять престол, и совсем не готовился к управлению государством. И по своему служебному положению Николай Павлович не мог ознакомиться с практикой верховного управления: в день своего бракосочетания (1 июня 1817 г. с дочерью прусского короля принцессой Шарлоттой, которая при переходе в православие получила имя Александры Федоровны) он был назначен генерал-инспектором ин-женерной части войск и все время и силы посвящал улучшению саперного дела в русской армии. С вопросами внутренней и внешней политики он столкнулся уже будучи императором, скоро усвоил их и повел жизнь государства по тому пути, который считал наилучшим для блага отече-ства.

"Обстоятельства воцарения Николая, - как пишет академик С. Ф. Платонов, - были очень смут-ны." Сам он с горем писал брату Константину, что получил престол "ценою крови своих подда-ных". Дело декабристов имело для молодого государя, как и для всего государства, громадное значение. Оно оказало огромное влияние на всю правительственную деятельность императора Николая и очень отразилось на общественном настроении его времени (поэтому-то дело декаб-ристов пользовалось всегда большою известностью, несмотря на то, что все его подробности со-ставляли государственную тайну). Император Николай I во все свое царствование помнил "своих друзей 14-го декабря" (так он выражался о декабристах). Лично знакомый с их делом, сам участ-вуя в допросах и следствии, Николай имел возможность вдуматься в обстоятельства дела.

Из своего знакомства с делом декабристов он вынес заключение о неблагонадежном настроении дворянства. Очень большое количество людей, участвовавших в тайных обществах, было из дво-рянства. Николай I был склонен считать заговор 14 декабря 1825 г. сословным дворянским дви-жением, охватившим все круги и слои дворянства. Подозревая дворян в стремлении к политиче-скому господству в государстве, Николай постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной посредством послушного чиновничества, без помощи дворянских учреждений и деяте-лей. При Николае I была очень усилена централизация управления: все дела решались чиновни-ками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные сословные учреждения обратились в простые исполнительные органы для министерств.

Знакомясь с делами декабристов, император Николай I убедился, что желание перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания. Крепостное право, отсутствие хо-рошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения, сло-вом, все то, на что жаловались декабристы, было действительным злом русской жизни. Покарав декабристов, император Николай I пришел к выводу, что правительство само должно было про-извести исправление и законным путем начать реформы.

Большинство современников видело в Николае I лишь гасителя свободы и мысли, ослепленного самовластием деспота. Так считали видные общественные деятели Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин и другие. По мнению А. Е. Преснякова, Николай Павлович "считал идеалом своей империи ка-зарму, где все, начиная от министров и генералов, отвечали бы на все его приказы только одним словом "слушаюсь". Другие историки отмечают, что в своей деятельности Николай стремился воплотить определенный идеал, по своему радел о благе России.

С целью успокоения общественного мнения был создан первый секретный комитет (Комитет 6 декабря 1826 г.). Перед комитетом Николай I поставил задачу рассмотреть бумаги Александра I, с тем чтобы "обозреть настоящее положение всех частей управления" и определить, "что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить". Комитет возглавил председатель Государственно-го совета, опытный и осторожный администратор В. П. Кочубей, а одним из активных его членов стал М. М. Сперанский, конституционные "мечтания" которого давно исчезли, а его знания, ра-ботоспособность, вера в форму и законодательную деятельность, правительства привлекли сим-патии царя.

Комитет 6 декабря регулярно работал 4 года. Его предложения о реформе центральных органов власти исходили из идеи "разделения властей", однако не для ограничения самодержавия, а для его упрочения путем более четкого размежевания функций между различными ведомствами. Проекты реформы местной администрации свелись к усилению контроля над ней как со стороны смежных ведомств, так и со стороны центральных органов власти.

Разработанный комитетом проект закона "о состояниях" носил откровенно продворянский ха-рактер: предлагалось упразднить положение петровской "Табели о рангах" о получении дворян-ского звания по выслуге. Для того чтобы удовлетворить другие сословия, предлагалось ограни-чить продажу крепостных без земли. Начавшаяся в 1830 г. революция во Франции и Бельгии, восстание в Польше напугали правительство и заставили его отказаться от таких умеренных ре-форм.

Чтобы руководить важными делами, император считал необходимым иметь собственную канце-лярию. Началось превращение Собственной его императорского величества канцелярии в важ-нейший орган государственной власти (I отделение).

Во II-ом отделении велись все законодательные работы и через него испрашивались и получа-лись отступления от законов или изменения в них по разным поводам "в порядке верховного управления".

В непосредственное заведование своей канцелярии взял Николай и высшую полицию и учредил для этого знаменитое III отделение во главе с генералом Бенкендорфом. В связи с III Отделением был учрежден отдельный корпус жандармов с разделением всей страны на пять (а затем до вось-ми) жандармских округов. Новые учреждения эти выставлялись как благодетельные для "благо-намеренных" обывателей и рассчитывали на их поддержку. Инструкция корпусу жандармов воз-лагала на них обязанность выяснять и пресекать злоупотребления, защищать обывателей от при-теснений и вымогательств чиновничества, отыскивать и представлять к наградам "скромных вернослужащих" и даже "поселять в заблудших стремление к добру и выводить их на путь ис-тинный".

IV отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями. В 1836 г. воз-никло еще и V отделение для управления государственными имуществами и казенными крестья-нами (затем было учреждено особое министерство).

Составление законодательного кодекса было поручено М. М. Сперанскому. Первоначально Спе-ранский поставил перед собой весьма серьезную задачу: собрать законы, издать их и на этой ос-нове создать новое действующее законодательство. Однако Николай 1 ограничил А задачу: со-брать все известные законы, издать их в хронологическом порядке и выбрать из них действую-щие законы.

Сперанский провел огромную работу по выявлению, сбору и публикации всех законов. В 1830-1832 гг. было издано 45 томов "Полного собрания законов Российской империи", в которое во-шло все законодательство, начиная с "Соборного уложения" 1649 г. до 1825 года, и 6 томов зако-нов, принятых при Николае I (с 1825 по 1830 г.). Затем ежегодно публиковались тома принятых законов. Из этой массы законодательных актов Сперанский произвел отбор и классификацию действующих законов. В 1833 г. было опубликовано 15 томов "Свода законов", в котором законы были расположены по тематико-хронологическому принципу.

Принято считать, что попытка Николая усовершенствования государственного управления по-терпела неудачу. Сверхцентрализация обернулась тем, что высшие инстанции были буквально затоплены морем бумаг и потеряли реальный контроль за ходом дел на местах. Мелочная регла-ментация вела к волоките и злоупотреблениям. При Николае I "завершено было здание русской бюрократии". (В. О. Ключевский). В бумажном море "входящих" и "исходящих" приказов, цир-куляров, "отношений", запросов тонули нужды и интересы живых людей. Недаром говорилось при Николае I, что государством правит не император, а столоначальник.

Крестьянский вопрос

Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта крестьян. Интерес этот поддерживался частыми волнениями крестьян. В царствование Николая I насчиты-валось свыше 500 случаев крестьянских волнений. Несколько раз Николай I учреждал секретные ("негласные") комитеты по крестьянскому делу. Они собирали сведения и материалы, писали докладные записки, составляли проекты, но все это бумажное производство оставалось лежать "под сукном", ибо сам Николай I не мог решиться на серьезную ломку существующего порядка. При обсуждении в Государственном Совете законопроекта об "обязанных крестьянах" (в 1842 г.) император Николай I заявил: "Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь - было бы злом, ко-нечно, еще более гибельным."

Указ об "обязательных крестьянах" от 2 апреля 1842 г. не отменял указ 1803 г. "о вольных хлебо-пашцах", но владельцам (которые "сами сего пожелают") разрешалось "заключать с крестьянами своими по взаимному соглашению договоры на таком основании, чтобы... помещики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»