Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (А-С) /

Возникновение казачества

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

по истории Кубани

НА ТЕМУ

История зарождения

казачества

Выполнил: студент 1-го

курса

____________

Преподаватель:

Суркова Л. И.

г. Майкоп

1999г.

ПЛАН

Введение

1. Основные направления изучения казачества

2. Происхождение казаков

3. Первые упоминания о казаках в летописях

4. Казаки и татары

5. Когда образовалось Донское казачество

6. “Притязания” и “права” казаков

Заключение

Список литературы

Введение

В тысячелетней истории Российского государства, созданного, по мнению писателя графа Льва Николаевича Толстого, казаками, роль самих казаков незаслу-женно принижена и забыта отчаянным бесстыдством коммунистической эпохи. Но именно казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто становились заслоном на пути вторжения ее врагов.

Казаки-первопроходцы осваивали и завоевывали новые земли вплоть до Аля-ски и Кушки. Во времена крупных войн, которые Россия вела постоянно, казаки со-ставляли наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались самые труд-ные и ответственные участки в боях и сражениях. Будучи в подавляющем большин-стве сословием русских людей, казаки несли в своем характере те черты русской на-ции, которые обеспечивали им роль создателей Великой Российской империи, из которых важнейшими были: мужество, выносливость, добродушие и уважитель-ное отношение к другим народам и государствам.

Основные направления изучения казачества.

В литературе, посвященной казачеству, нет однозначного ответа на вопрос, как соотносятся современные казаки с этническими и социальными группами, суще-ствующими в современном обществе, и с самим русским этносом. Действительно, они парадоксально сочетают в себе и этнические, и социальные характеристики, но не являются моноэтничными. Есть казаки-русские и казаки-калмыки, казаки-башкиры и казаки-осетины, казаки-татары и казаки-армяне и т. д. Поэтому деклари-руемая особая этничность не приводит к всеобщему требованию отдельного нацио-нального казачьего государства. А этатистские требования, основывающиеся на осо-бенностях социального уклада и военной профессионализации, не доходят до стрем-ления установить политический контроль над Россией. Казаки представляются неко-ей вещью в себе. Здесь фокусируются все дискуссии, отсюда идет поляризация по-зиций. Мне уже приходилось писать, что казаки сочетают в себе и этнические, и со-словные черты, и невозможно механически отрывать одно от другого.

В работах специалистов по казачеству учитывается этнический фактор Одна-ко иногда встречаются подходы, при которых гипертрофируется этнический фактор и нивелируется социальный.

По этому вопросу будет написано еще немало работ. Предстоит провести эт-нографические, этносоциологические исследования в местах традиционного и не-традиционного проживания казаков. Пока следует отметить, что нынешнее казачест-во не поддается какой-то узкой дефиниции и однолинейной идентификации.

Критически следует отнестись и к трактовке казачества как сословия, которая утвердилась во второй половине XIX в. В ходе своей эволюции оно приобретало не только социально выраженные сословные, но и этнические и даже, как отмечалось на "круглом столе" в журнале "Социологические исследования", национальные чер-ты.

Вопрос о том, чем является казачество - сословием или народом, остро стоял уже в 1917 г. Развивавшаяся революция при любом ее исходе упразднила бы казачье сословие, поэтому лидеры казачества ради сохранения своих привилегий и интере-сов на общеказачьих съездах и кругах стали доказывать, что казачество - это народ, а не сословие, которое можно было бы уничтожить.

Атаманы Дона, Кубани, Терека и лидеры казачьей эмиграции неоднократно заявляли, что хотя казачество Юга России является частью русской нации и особой ветвью русского народа, они будут руководствоваться конституциями и законами, принятыми в годы гражданской войны возникшими казачьими образованиями. Они рассматривали эти объединения как плацдармы, с которых предстояло утвердить но-вую центральную власть во всей России, а затем обеспечить для казаков местное са-моуправление с правом решения земельного вопроса.

В то же время небольшая часть казаков-эмигрантов, обосновавшаяся перво-начально в Софии, пропагандировала идею, что казачество - это народ, и вынашива-ла мысль о создании государства Казакия (Козакия) на основе Донского, Кубанского, Терского, Астраханского, Уральского и Оренбургского казачьих войск. Эта группа и ее сторонники пытались распространять свои взгляды в Европе и США, но не смог-ли убедить казачью эмиграцию. Ныне старая дилемма "сословие или народ" по раз-ным, в том числе и конъюнктурным соображениям воспроизводится и учеными, и лидерами казачества, и политиками.

Происхождение казаков

О казаках знает каждый, независимо от интереса к истории. Казаки появля-ются на страницах учебников всякий раз, когда речь идет о значительных событиях в истории российского государства. Но что известно о них? Откуда они повелись?

Учебники, как правило, внушают нам мысль о беглых свободолюбивых кре-стьянах, которых замучили помещики-крепостники и которые в XVI -XVII вв. побе-жали из России на юг, на Дон, там обстроились и постепенно превратились в служи-вый народ. Народ этот в XIX -XX вв., забыв о прошлых конфликтах с царями, стал их надежной опорой. Есть и варианты в подобной "истории казаков". Суть этих ва-риантов в том, что вместо беглых свободолюбивых крестьян появляются вольные душегубы-разбойники, которые со временем обзаведутся женами, хозяйством, уго-монятся и вместо грабежей займутся охраной государственных рубежей.

Вместе с тем существует несколько иной взгляд на происхождение казачества выраженный в частности известными историками Татишевым, Полевым и другими.

Казаки лишены своей истории. Почему? “Выступления казаков (в частности, известные антиромановские выступления Степана Разина и Емельяна Пугачева) по-казывают их определенные притязания. Но если существовали “притязания”, значит, существовали и обоснования этих притязаний - “права”. Однако сведения XVI-XVII веков о казаках не все открыты и, вероятно, частично уничтожены” .

“Вопрос о возникновении казачества далеко не выяснен в исторической ли-тературе. Грабянка, а за ним Ригельман производили казаков от хозар; Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь Мстислав Владимиро-вич поселил в XI веке в Черниговщине. По мнению Татищева в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских назывались черкасами), жители ко-торого переселились на Кавказ и стали называться косогами” Татищев действитель-но пишет о наличии упоминаний у Геродота о черкасах и что “род князей их, при-шедших из Египта, где был град Чиркас, или Циркас...”.

Пришедший род, поселился на Кубани и был когда-то христианской веры. И далее: “...черкесы язык славянский имеют, весьма неправо, но паче татарский с еги-петским смешан, так что и татара без довольного искуства разуметь не могут, но, мню, он черкас Малой Руси разумеет. Оные прежде из кабардинских черкес в 14-м месте в княжестве Курском, под властию татар собравши множества сброда, слобо-ды населили и воровством промышляли, и для многих на них жалоб татарским гу-бернатором на Днепр переведены, и град Черкасы построили. Потом, усмотря поль-ское беспутное правление, всю Малую Русь в казаки превратили, гетмана или ото-мана избрав, все черкесы именовались. При царе Иоане II-м, на Дон с князем Вешне-вецким перешед, град Черкаской построили ... ”

В этом заявлении масса загадок. Однако начало казаков отмечено XIV веком. Другими словами казаков вполне можно поискать в числе сражающихся на Кулико-вом поле. На чьей стороне? Похоже, с равным успехом их можно найти по обе сто-роны, поскольку Куликовская битва - это сражение между двумя поднимающимися этносами - великорусским, основывающимся на православии, и литовским, впитав-шим в себя многие католические истины. Казаки в XIV веке представляли собой ве-ротерпимое образование, в их рядах были и христиане разного толка, и мусульмане, и язычники. Раскол в вере прошелся пока по христианским рядам.

“Известен и такой факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Эти и дру-гие упоминания указывают на то, что на Дону в это время уже складывалась община людей, которая могла стать зерном Донского казачества”

Как могли оказаться казаки на стороне монголов? Приведем длинную цитату из Еременко : “Казак - слово нерусское. Оно пришло к нам от степных кочевников, которые с незапамятных времен совершали набеги на земли восточных славян. Кон-ные лавины степняков на пути к богатым городам и селам земледельцев нередко на-тыкались на такие же летучие конные отряды вольных славян, выступающие как защитники южных рубежей своих земель. И закипали жаркие схватки...

Со временем степные кос-саки

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»