Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (А-С) /

Город как составная часть феодальной системы

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Министерство общего и профессионального образования

Российской федерации

Алтайский государственный технический университет

имени И.И. Ползунова

Контрольная работа

По дисциплине «История экономики»

Тема:

Город как составная часть

феодальной системы

Выполнил: студент гр. 9М-91 заочн. ф-та

Проверил: преподаватель

Синеок Анатолий Николаевич

Барнаул 1999

Материальной основой возникновения западноевропейских феодальных городов явился объективный процесс отделения ремесла от сельского хо-зяйства. В период раннего средневековья вся хозяйственная жизнь была сосредоточена в деревне, ремесленный труд еще не отделился от сельскохозяйственного. Правда, крупные населенные пункты, укрепленные стенами, уже существовали, но они в экономическом отношении не отли-чались от деревень (жители их, как и крестьяне, занимались главным обра-зом сельским хозяйством) и выполняли функции административных и религиозных центров. Но в XI в. в связи с общим экономическим подъемом появляются города как центры ремесленной и торговой деятельности. С развитием общественного разделения труда оживают старые города, со-хранившиеся еще со времен Рима, и возникают новые (на перекрестках до-рог и рек, у стен монастырей и замков). Именно в городе стала сосредото-чиваться экономическая и политическая жизнь централизованных госу-дарств. Город становится носителем экономического и культурного про-гресса.

В XI-XIII вв. западноевропейскими феодалами был организован ряд кре-стовых походов на Восток. Крестовые походы, вовлекшие в свою орбиту огромное количество рыцарей, крестьян, горожан, не прошли бесследно для Европы, хотя они в целом и кончились для европейцев неудачно («гроб господен» так и остался в руках неверных - мусульман). Они содей-ствовали развитию товарно-денежных отношений между восточными странами и Западной Европой, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему росту европейских городов.

Города еще более окрепли и стали расти, как грибы после дождя. В этот период появляется много новых городов. Только в Центральной Европе - более 1500, в Германии в XIII-XIV вв. возникло около 700 новых городов. Возрождаются и старые города: Лютеция, Париж, (60 тыс. жителей), Тулу-за, Лион, Бордо, Генуя (по 50-70 тыс. жителей в каждом), Венеция (65-100 тыс.), Неаполь (около 80 тыс.), Флоренция (100 тыс.), Милан (80 тыс.), Се-вилья (около 40 тыс.), Кельн (25-40 тыс.). Доля городского населения бы-стро растет и достигает 20-25%.

Что представляли собой феодальные города? Так, в Германии того вре-мени было более 4000 городов с населением менее 2000 жителей в каждом, 250 городов с населением от 2 до 10 тысяч и лишь 15 городов с населением свыше 10 тысяч жителей. Площадь типичного города также весьма мала от 1,5 до 3 гектар.

Города площадью от 5 до 30 гектар уже считались довольно крупными, а свыше 50 - просто огромными. К началу XIV века улицы важнейших французских городов, а также крупнейших городов Европы типа Праги будут замощены камнями. Население их, как правило, не было многочис-ленным. Например, в Германии средним городом считался такой, в кото-ром было от 10 до 15 тыс. жителей, крупным - от 25 до 35 тыс., мелким - от 1 до 5 тыс.

Средневековый город не знал благоустройства. Улицы были узкие, кри-вые, немощные и не освещались. Здания строились деревянные и подвер-гались частым пожарам.

Архитектура отличалась суровым, «крепостным» характером. Примене-ние камня в качестве строительного материала стало почти повсеместным. Тяжесть каменных сводов поддерживалась толстыми стенами со скупо прорезанными узкими окнами. По своему плану церковные здания воспро-изводили крестообразный тип римской базилики с ее продольными и по-перечными нефами и порталом в западном конце. Новый архитектурный стиль получил название романского.

Во Франции наиболее последовательно шел процесс формирования ро-манского искусства, в первую очередь архитектуры, особенно монастыр-ской. Монастыри заботились о возведении мостов, о прокладке новых и восстановлении старых дорог, вдоль которых стояли монастырские при-юты и церковные колокольни. Именно монастыри являлись очагами обра-зования. В монастырских школах преподавались античные дисциплины, именовавшиеся «семью свободными искусствами»: грамматика, риторика и диалектика (первая ступень обучения); арифметика, геометрия, астроно-мия и музыка (вторая ступень). Читать учились, заучивая наизусть молит-вы, псалтырь и евангелие. Средневековая школа не знала возрастного цен-за, дети обучались грамоте вместе со взрослыми юношами. Купечество воспитывало своих детей отдельно, так как церковные моралисты осужда-ли торговлю и кредитную практику. Повсеместное распространение гра-мотности привело к появлению в XII в. первых крупных частных библио-тек. Одна из таких библиотек принадлежала Роберу де Сорбону, пожерт-вовавшему ее в 1253 г. колледжу, названному его именем.

Средневековому городу были присущи теснота, скученность застроек, антисанитария и постоянная опасность пожаров. Нечистоты и мусор, кото-рые большей частью сбрасывали в реки или городские рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья оставались прежде всего заболеваниями городскими.

Городские дома мало чем отличались от сельских. Воздвигались из ив-няка, обмазанного глиной, оштукатуренного сверху дерева или плохо об-тесанного камня. Широко была распространена деревянная застройка типа «штендер-бау» из переносных элементов: столбов, из которых мастерили основу здания, и брусьев. Такой дом считался движимым имуществом, по-тому что в случае расторжения договора об аренде земельного участка со-оружение могло быть разобрано и увезено арендатором с собой. Впрочем, в крупных городах типа Парижа, Лондона или Кельна строились и камен-ные дома в 4-5 этажей. На первом этаже располагалась мастерская, лавка ремесленника или купца, на втором - гостиная, трапезная, выше спальни хозяев, еще выше - комнаты прислуги, подмастерьев, постояльцев, чуланы и кладовки.

С XII в. города становятся полюсами притяжения паломничества - этого «средневекового прообраза туризма» (по выражению Ле Гоффа). Палом-ники стремились в город поклониться святым мощам, хранившимся в го-родских соборах и церквах, а также поглазеть на городские достопримечательности, различные сооружения и монументы. Средневековые города основывались обычно на территориях, принадлежавших феодалам, и по-этому находились в зависимости от них. А в самих городах первоначально, наряду со свободными ремесленниками, жили также крепостные крестья-не. Но постепенно города развертывают борьбу за свою свободу и незави-симость. Власть в феодальных городах оказывалась в руках богатой вер-хушки - купцов, ростовщиков, домовладельцев.

В раннее средневековье город был таким же сеньоральным владением, как и деревня, и принадлежал тому феодалу, на земле которого распола-гался. Сеньор вершил суд, дозволял строительство, собирал налоги, руко-водил обороной, покровительствовал ремеслам. Начиная с XI века эконо-мически окрепшие города (коммуны) все сильнее стремятся освободиться от власти земельных магнатов. Движение началось со стремления умень-шить и стабилизировать ренту, а затем переросло в борьбу за самоуправление.

Некоторые города добились желаемого путем разового выкупа у феода-ла различных прав и вольностей. Другие перешли под власть и покрови-тельство более сильных феодалов - епископов, герцогов, королей, импера-торов. Третьим удалось, выдержав продолжительную борьбу, изгнать сво-их сеньоров.

В результате двухсотлетней борьбы многие западноевропейские города получили ряд важных прав и привилегий, в числе которых:

- право иметь выборных из числа горожан должностных лиц - мэра, коммунальных советников-магистратов, стражников;

- установление особого городского права и суда, неподвластного цер-ковному и феодальному (земельному) праву;

- право иметь собственные (городские) налоги, финансы, формировать за свой счет ополчение и нанимать воинов;

- право на собственную дипломатию и экстерриториальность;

- осуществление принципа: «Воздух города делает свободным», в соот-ветствии, с которым беглый крестьянин (холоп), проведя в городе год и один день, становился свободным горожанином, членом коммуны, которого уже нельзя было выдавать феодалу;

- замена всех поборов ежегодным взносом бывшему владельцу земли, зачастую весьма символическим: бочка пива, дюжина кур, унция серебра или соли, три золотых монеты и т. п.

Коммунальные революции способствовали дальнейшему укреплению городов, росту политического и экономического влияния третьего сосло-вия, особенно купечества, утверждению руководящей роли города по от-ношению к деревне. устанавливаемой посредством городских рынков, уже не контролирующихся феодалами.

Главными занятиями городского населения становятся ремесло и тор-говля. Наиболее распространенные отрасли городского ремесла - тек-стильное производство (выработка шерстяных, льняных и шелковых тка-ней), плавка и обработка металлов.

Среди отраслей текстильного производства доминирующее значение имела выработка сукон и грубых шерстяных тканей. Основными центрами шерстяного производства в феодальной Западной Европе были район Фландрии и Флоренция. Шелковое производство, заимствованное из стран Востока, развивалось в северо-итальянских городах и в некоторых городах Франции (Лион).

Ремесленное производство того

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»