←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
Р Е Ф Е Р А Т Н А Т Е М У:
"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ И УКАЗ 9 НОЯБРЯ 1906 ГОДА".
студентки группы 3103
Бенциановой Ирины
Москва 1995 г.
- 2 -
С О Д Е Р Ж А Н И Е.
ВВЕДЕНИЕ............................................стр.3
Г Л А В А 1
ГОССОВЕТ И СОЗДАНИЕ ОСОБОЙ КОМИССИИ.................стр.4
Г Л А В А 2
ПОЛЕМИКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 9 НОЯБРЯ 1906 г.
п.1 ОТНОШЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА ОК К ДУМСКОМУ ДОПОЛНЕНИЮ.стр.13
п.2 ИТОГИ РАБОТЫ ОСОБОЙ КОМИССИИ...................стр.16
Г Л А В А 3
РАССМОТРЕНИЕ УКАЗА В ГОССОВЕТЕ.
п.1 СТОЛЫПИН И ЕГО ПОЗИЦИЯ В ГОССОВЕТЕ.............стр.19
п.2 ПОЗИЦИИ ЧЛЕНОВ СОБРАНИЯ ГОССОВЕТА..............стр.20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................стр.25
ПРИМЕЧАНИЯ.........................................стр.26
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
При всем внимании к столыпинской аграрной реформе важ-
ный момент её истории - обсуждение указа 9 ноября 1906 г.
в Государственном совете - остаётся малоизученным.
Между тем, на наш взгляд, обращение к документам касаю-
щимся обсуждения в Госсовете позволяет скорректировать
представления о борьбе вокруг реформы. В "верхней палате"
указ 9 ноября встретил упорное сопротивление правой груп-
пы, в основе которого лежали узкосословные интересы по-
местного дворянства и выводы, сделанные им из опыта
1905-1906 гг. Это обстоятельство ставит под сомнение
представление о правых как сторонниках и даже инициаторах
новой аграрной политики. Последняя была продиктована, ка
это следует из анализа мотивов её защитников в Государс-
твенном совете, достаточно широко понятыми потребностями
экономического, социального и политического развития импе-
рии, её международного положения.
- 4 -
Г Л А В А 1
ГОССОВЕТ И СОЗДАНИЕ ОСОБОЙ КОМИССИИ.
В Госсовете указ 9 ноября рассматривался с 17 октября
1909 г. по 30 апреля 1910 г. К этому времени многое перемени-
лось по сравнению с осенью 1906 г. Указ был одобрен и сущест-
венно дополнен Думой. Изменилось его объективное значение: из
обещания он стал стержнем целой программы, "осью" внутренней
политики.
Иной стала ситуация вокруг указа. В 1906 г. препятствие
реформе виделось слева, и правительство, проводя её по ст. 87,
стремилось предрешить вопрос, чтобы не быть связанным Думой.
Теперь главная опасность исходила справа. Дело в том, что и
тогда для правой части складывавшегося контрреволюционного
блока идея свободного выхода из общины в целях насаждения лич-
ной собственности крестьян на землю сама по себе никакой цен-
ности не представляла, за неё ухватились как за единственную
антитезу принудительному отчуждению частновладельческой земли,
ошибочно полагая, что развитие мелкой крестьянской собствен-
ности на землю и формирование класса крестьян собственников
пойдет исключительно за счет общины и не затронет помещичье
землевладение. Теперь с наступлением "успокоения" переход са-
модержавия к новой аграрной политике терял для правой части
блока всякий смысл. Более того: осознаются её буржуазная суть,
её органическая связь с "новым строем" и политическими рефор-
мами Столыпина, её неизбежные социально-политические последс-
- 5 -
твия - и указ 9 ноября воспринимается уже как "первый удар ло-
ма в фундамент народной жизни". Правая оппозиция Столыпину ак-
тивизируется, заметно упрочивая позиции при дворе и в Госсове-
те, что вызывает опасения у сторонников указа 9 ноября.
Однако необратимость начатого указом процесса земельного
переустройства всё более становилась очевидной. "Когда такой
закон продержится пол года,- писал Витте,- и в соответствии с
ним начнется переделка землеустройства, то ясно, что после
этого идти в обратном направлении почти невозможно. Во всяком
случае это породит целый хаос". То что осенью 1906 г. было
предпринято для защиты от левых, теперь оказалось непреодоли-
мым препятствием для правых. Их сдерживала и позиция царя, за-
явившего на церемонии представления ему членов III Думы: "Из
всех законопроектов, внесённых по моим указаниям в Думу, я
считаю наиболее важным законопроект об улучшении земельного
устройства крестьян".
Всё это обусловило особую напряженность прохождения зако-
нопроекта в Госсовете. Сторонники его не упускали случая под-
черкнуть фактическую невозможность не только отмены указа 9
ноября, но и хотя бы сколько-нибудь серьёзной его корректиров-
ки. Правые также хорошо сознавали это. Авторитетнейший в их
среде знаток крестьянского вопроса И.Л.Горемыкин писал кн.Тру-
бецкому 28 декабря 1909 г.: "Этот закон действует в продолже-
ние 3 лет и в силу этого закона успели устроить своё землевла-
дение сотни тысяч крестьян. Существенно изменить его уже позд-
но и это внесло бы опасную неустойчивость и путаницу во все
дело крестьянского землеустройства... теперь нельзя не принять
его в законодательном порядке: снявши голову, по волосам не
- 6 -
плачут". В заключение он советовал попытаться "освободить его
от прибавления Думы, но вместе с тем предупреждал: "Если эта
попытка не удастся, и Государственная Дума останется при своем
мнении, то делать нечего, надо принимать её проект".
Одобрение указа Госсоветом оказывалось, таким образом, пре-
допределённым. Первым его противникам оставалось, по словам
Р.Д.Самарина, "считаясь с ним как уже с неизбежным злом, ду-
мать о том, нельзя ли каким-нибудь способом, если не совершен-
но предотвратить, то хотя бы до некоторой степени ослабить
вредные последствия означенного закона".
Из Думы в Госсовет законопроект поступил 8 мая 1909 г.,
однако до конца четвёртой сессии так и не был поставлен на об-
суждение. В начале пятой сессии, 17 октября, общее собрание
Госсовета единогласно постановило передать его в Особую Комис-
сию (ОК) из 30 членов. 20 октября эта комиссия была образова-
на. Председателем её был избран лидер "центра" кн. П.Н.Трубец-
кой. В работе ОК приняли участие представители ведомств и чле-
ны Госсовета, выразившие желание участвовать в заседаниях. К
обсуждению отдельных вопросов привлекались видные члены Думы,
учёные, специалисты. Работа ОК была организована на основе
программы занятий, составленной по предложению председателя и
единогласно принятой ОК.
Обсуждение первого отдела программы было долгим и напря-
жённым. И хотя оно завершилось единогласным решением перейти к
обсуждению законопроекта, в комиссии обнаружились расхождения
принципиального свойства. Противником не только думского зако-
нопроекта, но и указа 9 ноября заявил себя Я.Д.Ушаков, который
идеализировал общину, видя в ней основу порядка и справедли-
- 7 -
вости. Принцип общины, утверждал он, "миром Господу помолим-
ся". Он не только отказывается связывать с общиной упадок
сельскохозяйственной культуры и обнищание крестьянства, как
это делали защитники указа, но и утверждал, что "об обнищании
России вообще говорить не приходится". Указ 9 ноября, по мне-
нию Ушакова, разрушая общину, потрясает основы народного быта,
разоряет народ, утверждает несправедливость, порождает обиду,
вражду в семьях, увеличивает число преступлений, ибо идея ху-
тора есть идея обособленности, здесь господствует принцип "че-
ловек человеку волк". Считая крестьянское общество юридическим
лицом, Ушаков подводил общинную собственность, подобно дво-
рянской,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|