←предыдущая следующая→
1 2 3
План контрольной работы:
1. Возникновение государства в Афинах
2. Реформы Солона
3. Реформы Клисфена
4. Возникновение государства в Спарте
5. Государственное устройство Спарты
6. Демократизация государства и права в Афинах. Реформы Перикла
7. Суд и процесс в Афинах
8. Заключение
1) история государства и права Древней Греции , как одна из составляющих дисциплины "История государства и права зарубежных стран", представляет особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и зарождения правовых норм.
Политическая история Аттики являет собой класси-ческий образец возникновения государства. Энгельс пишет: "Как развивалось государство, частью преобразуя органы ро-дового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых ор-ганов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа", защищавшего себя собственными сила-ми в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная "публичная власть", которая была подчинена этим государ-ственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа – все это, по крайней мере, в начальной ста-дии, мы нигде не можем проследить лучше чем в Древних Афинах".
В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых об-щин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Атти-ки было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получи-ло в Греции название синойкизма (греч. – совместное посе-ление).
Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гоме-ровский период. О синойкизме Энгельс сказал следующее: " Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, т.е. часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объяв-лена имеющей общее значение и была передана в ведении пре-бывавшего в Афинах общего совета. Благодаря этому нововве-дению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый 6народ. В связи с этим возникло общее афинское на-родное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдель-ных племен и родов; афинский гражданин, как таковой полу-чил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя..."
Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному рас-слоению населения Аттики, которое особо интенсивно проте-кало в VIII-VII веках до н.э.
Родовая знать создала особую группу, носившую назва-ние эвпатридов, т.е. "имеющих благородных отцов". Экономи-ческую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.
Замкнутый господствующий верхушке эвпатридов проти-востояла остальная масса аттического свободного населения – демос. Демос не был однороден. В его состав входили кре-стьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты - крестьяне лишившиеся собственной земли, ремесленники, куп-цы, судовладельцы.
Кроме того в Аттике проживало немало выходцев из дру-гих общин, считавшихся людьми "не чистого происхождения" и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, мет-ки не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.
Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы.
Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общине. Потому орга-низация управления в Афинах претерпевает существенные из-менения.
В древности верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Профессор С.И.Радциг считает, что потомки последнего афинского царя Кодра предпочли выбор-ную власть архонта наследственной должности царя. Архонты , избранные из эвпатридов, управляли Афинами.
Сначала эта должность была пожизненной, затем архон-ты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год.
Первоначально избирался только один архонт. Позже об-разовалась коллегия из девяти архонтов. Эти должности ис-полнялись безвозмездно, и архонтство считалось высшей по-честью не только для самого архонта, но и для всего его рода.
По окончании срока полномочий архонты вступали в аре-опаг – высший государственный совет, заменивший совет ста-рейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.
В Аттике VIII-VI веков до н.э. продолжало созываться народное собрание -–экклесия. Как полагают историки в экк-лесии ("собрании вызванных лиц") могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным инструментом в руках родовой знати, которая могла не до-пустить к участию в нем неугодных ей общинников.
Внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борьбы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.
Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было из-дание писанных законов 3 законов Драконта. До этого време-ни писанных законов не существовало. Судили согласно обы-чаям предков. Отсутствие писанных законов позволяло судь-ям-аристократам выносить несправедливые решения, что побу-ждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.
В 621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное пра-во. Так возникли Драконтовы законы. Они отличались необы-чайной жестокостью и основной мерой наказания являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует о примитивности этих законов. Драконт лишь записал существо-вавшие устные законы. Однако, драконтовы законы имели большое историческое значение. Писанное право вносило по-рядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда.
2) положение крестьян в Аттике VII-VI веков до н.э. было крайне тяжелым. Главной бедой деревни было ростовщи-чество, которым занималась часть эвпатридов. Они давали ссуды под залог земли. Если общинник не выплачивал свой долг в срок, земля фактически переходила в собственность кредитора, хотя юридически ей продолжал владеть должник. Оставшиеся без земли крестьяне вынуждены были брать деньги под залог личной свободы. В случае, если долг не уплачи-вался вовремя, кредитор мог продать в рабство и должника, и членов его семьи.
Солон являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу по всей Греции. После победы афинян, ко-торыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-эпонимом. Сво-ре задачей он поставил успокоение крестьянства и сохране-ние политического и экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и самой крупной реформой Солона была сисах-фия – "стряхивание бремени". Она освобождала массу должников из рабства, тех же , что были проданы в рабство за границу , государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу, продажу несостоятельных должников в рабст-во.
Кроме того Солон издает законы ограничивающие земле-владение, закон разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно. Своими указами Солон поощряет развитие ремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.
Логическим венцом солоновских реформ является тимо-кратическая (греч. "тимэ" – имущество, ценз), которая ус-тановила имущественный ценз, который стал определять поли-тические права граждан.
Все граждане были разделены на четыре класса. Первый класс составляли пентакосиомедимны, то есть граждане, по-лучавшие ежегодный доход в 500 медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна.
Ко второму классу, всадников, принадлежали граждане, имевшие доход в 300 медимнов.
Оба этих класса получали право замещать все важней-шие государственные должности, но архонтами и казначеями могли стать только представителя первого класса.
Третий, самый многочисленный, класс составляли зевги-тьы 2 200 медимнов годового дохода. Все прочие зачислялись в четвертый класс – фетов.
Деление на имущественные разряды преследовало не только политические, но и военные цели. На гражданах каж-дого разряда лежала обязанность военной службы.
При Солоне вырастает роль народного собрания, в кото-ром теперь могли участвовать все без исключения взрослые афинские граждане.
Для предварительного рассмотрения дел, поступавших на рассмотрение в народное собрание, был учрежден совет четы-рехсот, по 100 человек от каждого разряда. Этот совет ока-зывал сдерживающее влияние на народное собрание и на совет ареопагов.
Кроме того феты могли быть избраны в созданный Соло-ном суд присяжных – гелиэю, который был высшим судебным органов Афин.
Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый ха-рактер. Плутарх в "Сравнительных
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|