Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (А-С) /

Государство и церковь

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


ПЛАН

1. Введение стр.2

2. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

VIII отдел Наркомюста Совнаркома РСФСР 1917-1924г. стр.4

3. 1924 –1929г. стр.11

4. Постоянная комиссия по вопросам культов

при Президиуме ВЦИК (1929-1934гг) стр.15

5. Постоянная комиссия по вопросам культов

при Президиуме ВЦИК (1934-1938гг) стр.21

6. Заключение стр.25

7. Список литературы. стр.26

ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине XIX столетия к «проклятым» вопросам, над которыми мучительно размышляло российское общество, добавился еще один — о свободе вероисповеданий. Каковы же должны быть взаи-моотношения государства и церкви? — спорили представители различных социальных слоев, движений и групп, полагая, что ответ на этот главный вопрос и определял свободу и несвободу личности в выборе религии, права верующих и неверующих, место и роль религиозных организаций в обществе и т. д. Цар-ское правительство и государственная церковь — Российская православная — выступали за сохранение союза государства и церкви. Либеральная буржуазия ратовала за определенные реформы в государствен-но-церковных отношениях, изгнание из общественной жизни наиболее вопиющих феодально-крепостнических пережитков в религиозной политике государства, хотя и не считала возможным поддерживать полное отделение церкви от государства, В социалистическом движении России, и прежде все-го со стороны большевиков, выдвигался и отстаивался тезис «отделения церкви от государства и школы от церкви»

История распорядилась так, что каждая из сил, стоявших на перечисленных выше позициях, имела шанс осуществлять свое видение государственной церковной политики.

Самодержавие располагало наибольшим историческим временем, но к началу XX столетия все сви-детельствовало о банкротстве его «религиозной политики». Об этом же говорят и уступки, на которые в годы революции 1905—1907 гг. вынуждено было пойти правительство. Указы о веротерпимости, о по-рядке устройства старообрядческих общин привносят в общество элементы религиозной свободы. Либе-ралы теперь получили возможность реально повлиять на изменение церковного курса. В Государствен-ную думу вносится на рассмотрение ряд вероисповедных законопроектов, с принятием которых связыва-лось расширение религиозных свобод. Однако наступившая после поражения революции полоса реакции не позволила этим надеждам сбыться. Но одновременно неразрешенность религиозного вопроса станови-лась существенным элементом складывающейся в России революционной ситуации.,

Февральская революция снимает Многие препоны в утверждении свободы вероисповеданий. Вре-менное правительство своими постановлениями «Об отмене вероисповедных и национальных ограниче-ний» (20.03.17), «О свободе совести» (14.07.17) и рядом других провозглашает равенство граждан в эко-номической, социальной и политической областях вне зависимости от их отношения к религии, свободу вероисповеданий, создает нормальные условия для жизнедеятельности национальных церквей: грузин-ской православной, армяно-григорианской, греко-католической и католической... Но Февраль не только дал свободу действий либерально-буржуазным кругам, но одновременно обрек их и на открытое соревно-вание идей по церковному вопросу с социал-демократической рабочей партией, которая боролась и аги-тировала за отделение церкви от государства и школы от церкви.

Следует признать, что Временное правительство постепенно теряет инициативу в разрешении рели-гиозного вопроса. Его обещания остаются зачастую нереализованными, а принятые решения пробуксовы-вают в аппаратных хитросплетениях. Оно недооценивает напора народных масс (и это особенно стало явным к лету — осени 1917 г.), которые все чаще высказываются за радикализацию «вероисповедной по-литики, т. е. за отделение церкви от государства, равенство (на практике) религий, национализацию цер-ковной и монастырской собственности, признание права на вневероисповедное состояние, освобождение верующих от опеки «церковного аппарата», отделение школы от церкви, бесплатное светское образование и т. д.

Идея отделения церкви от государства все оживленнее обсуждается среди верующих. И находит со-чувствие у представителей ранее «гонимых» и «терпимых» религий — старообрядцев, мусульман, като-ликов, баптистов. Показательно, что в постановлении епархиального съезда (собора) греко-католической церкви, состоявшегося в мае 1917 г. в Петрограде, было записано: «Считаем для нас в настоящее время необходимым полную независимость церкви от государства». Да и среди членов православной церкви находились те, кто выступал за отделение. Но абсолютное большинство приходского духовенства и ие-рархии было на стороне иных взглядов, таких, какие, например, высказывал князь Е. Н. Трубецкой на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве (июнь 1917 г.):

«Лозунг отделения церкви от государства выдвигается против церкви людьми, ей враждебными или к ней равнодушными. И в наших рядах, и на епархиальных съездах он может быть поставлен только по недоразумению. Отделение церкви от государства есть полное упразднение церкви, коего мы допустить не можем и не должны».

И даже в бурный 1917 год Российская церковь не спешила освободиться от сковывающих ее «золо-тых цепей», не могла «бросить» своего давнего исторического союзника. Не случайно в информациях с мест в адрес новой власти отмечалось:

«Священники даже в пригородах Петрограда продолжали поминать царя и держали себя так, как будто ничего не случилось... Наибольшие симпатии к старой власти и наименьшую активность в возве-щении начали нового строя проявило, между прочим, повсеместно духовенство. Нет почти ни одного де-легатского отчета, в котором не было бы указаний на это».

Октябрь 17-го предоставил исторический шанс теперь уже большевикам реализовать свою «цер-ковную программу». Они «доделывали» решительно и настойчиво буржуазные реформы, благо, предше-ственники их больше провозглашали эти реформы, чем реализовывали на практике. Казалось, у партии есть не только политическая власть, но и понимание и уверенность в том, что делать и как делать для окончательного разрешения «религиозного вопроса». Как же распорядилась .она своим историческим шансом?

Проблема государственно-церковных отношений многоаспектна, и многообразны подходы к ее ос-вещению. Автор остановился только на одном аспекте этой проблемы, стремясь воссоздать малоизвест-ную историю государственных органов — VIII отдела Наркомюста Совнаркома РСФСР, Постоянной ко-миссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИКа (1929—1934 гг.) и П6-стоянной комиссии по куль-товым вопросам при Президиуме ЦИКа СССР (1934—1938 гг.), которые непосредственно проводили го-сударственную политику в церковном вопросе в первые два десятилетия после победы Октября.

ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ.

VIII ОТДЕЛ НАРКОМЮСТА СОВНАРКОМА РСФСР

1917—1924гг.

После победы Октябрьской революции в течение октября — декабря 1917 г. Совнарком принял ряд декретов, обращений и постановлений («О земле», «Декларация прав народов России», «Ко всем трудя-щимся мусульманам России и Востока», «О расторжении брака» и т. д.), касавшихся национально-государственного, социально-экономического и культурного строительства. В них одновременно разре-шались и некоторые из вопросов деятельности религиозных организаций. Предполагалось более подроб-но рассмотреть государственно-церковные проблемы в специальном декрете. С целью подготовки его проекта в декабре 1917 г. создается особая комиссия. «Новые начала», вводимые в государственную и общественную жизнь страны, уже меняли положение верующих различных конфессий, религий и религи-озных обществ: одни теряли былое экономическое могущество, первенствующее положение и привилегии, другие приобретали «свободы и права». Но все они с пристальным вниманием следили за дейст-виями советского правительства, ожидая его дальнейших шагов, затрагивавших сферу их интересов. Во многом характер формирующихся новых государственно-церковных отношений зависел от того, как сло-жатся отношения между советским государством и бывшей государственной церковью — Российской православной.

2 декабря 1917 г. на заседании Поместного собора был принят специальный акт — «О правовом по-ложении Российской православной церкви». Он явился одним из основных итогов первой сессии Помест-ного собора, заседавшего в Москве еще с августа. Хотя в центре внимания собора были вопросы собст-венно «церковного обновления», но по мере обострения ситуации в стране его деятельность приобретала все более политизированный характер. С лета и особенно осенью 1917 г. на страницах церковной прессы, в проповедях духовенства нарастает волна «обличения» и «опровержения» социализма; большевиков об-виняют во «вредительстве», «предательстве Родины» и т. п.

Приступая к обсуждению законопроекта «О правовом положении Российской православной церк-ви», члены Собора исходили из предположения, что «нынешние власти» не продержатся более одного-двух месяцев. А потому предлагали сохранить «первенствующее положение» православной церкви среди других религиозных объединений; объявить церковный календарь государственным, а церковные празд-ники выходными днями; установить порядок, при котором «глава государства», министры просвещения и исповедания должны быть в обязательном порядке православного исповедания; ввести во всех учебных заведениях преподавание закона божьего; отчислять ежегодно на нужды православной церкви средства из государственного бюджета. Иными словами, ориентир был на сохранение «союзнических отношений» православной церкви с государством и ее

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»