←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
Л Е К Ц И Я 4
======================================================================
ГОСУДАРСТВО РУСЬ
.
План
4.1. Историки о происхождении Киевской Руси.
4.2. Социально-политический строй и экономика.
4.3. Культура и быт.
4.1. Историки о происхождении Киевской Руси.
К вопросу образования Русского государства обращалось и обращает-
ся большое число представителей различных наук - от истории, археоло-
гии до лингвистики и географии. Положительным является то, что увели-
чивается число публикаций, повышается комплексность исследования воп-
роса о происхождении Древнерусского государства.
Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древ-
нерусского государства. Эта проблема постоянных политических спекуля-
ций. Анализ исторических исследований показывает, что прав был, навер-
ное, М.Н.Покровский, определивший историю как "политику, опрокинутую в
прошлое".
В исторической науке по вопросу образования государства у восточ-
ных славян с 18 века кипят страсти. В 30-60 гг. 18 века немецкие уче-
ные Бейер и Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих
научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское госу-
дарство было создано варягами (норманами). Они и положили начало нор-
манской теории происхождения Российского государства. Крайним проявле-
нием концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполно-
ценности не могли создать государства, а затем без иноземного руко-
водства были и не в состоянии управлять им.
Против этой теории в то время решительно выступил М.В.Ломоносов,
которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С
тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.
Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых,
они считают, что норманы добились господства над восточными славянами
путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приг-
лашения княжить); во-вторых, они считают, что слово "русь" норманского
происхождения.
Антинорманисты считают, что термин "Русь" доваряжского происхожде-
ния и восходит к очень древним временам. В "Повести временных лет"
есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев кня-
жить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии
Михаила уже была Русская земля. В Ларентьевской и Ипатьевской летопи-
сях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные пле-
мена, в том числе и Русь. Советские исследователи М.Н.Тихомиров,
Д.С.Лихачев считают, что запись о призвании варяжских князей появилась
в летописи позже, чтобы противопоставить два государства - Киевскую
Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать
иностранное происхождение династии. Согласно исследованию А.А.Шахмато-
ва, варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли
на юг. А в Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то
племени русь.
Вот уже в течении двух с лишним веков идут споры между представите-
лями норманской и антинорманской (славянской) школ в истории. В насто-
ящее время позиции норманистов и славянофилов сблизились. Однако это
сближение вовсе не является свидетельством утверждения истины. Как та,
так и другая концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют
еще и другие мнения. В.А.Мокшин доказывает греческое происхождение
названия "Русь". О существовании Руси как Тмутараканского княжества в
9 веке пишет А.Н.Насонов, М.В.Левченко, А.Л.Монгайт. Протоиерей Лев
Лебедев пишет: "...в 4-7 вв. происходило известное нам формирование
первой русской государственности - культурно-политическое объединение
племенных союзов полян и северян под общим главенством племени "рус" с
княжеской династией кривичей". Этот вывод интересен тем, что корень
"крив" соответствует сегодняшнему названию "русский" у соседей криви-
чей - латышей.
Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни
одна из школ не может внятно объяснить, что такое "русь"; если это эт-
нос, то где он локализовался, в силу каких причин на определенном эта-
пе усилился и куда впоследствии исчез.
Возникновение государства на Руси хронологически вписывается в про-
цесс государствообразования, протекавший в 9-10 вв. на территориях Се-
верной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине 9 века обра-
зовалось Великоморавское княжество, на рубеже 9-10 вв. - Чешское. В
середине 9 в. шло объединение польских племен, во второй половине 10
века было создано Древнепольское государство. В 9 в. сложилась госу-
дарственность в Хорватии и на сербских землях. 9 век - время появления
объединенного англо-саксонского королевства, а 10 в. - Датского.
Однако в исторической науке не закончены дискуссии по поводу того,
было Киевское государство первым государством восточных славян или у
него были исторические предшественники ?
Арабские историки ал-Истахрий и ал-Балхи в начале 10 века называли
три таких объединения: в 8 веке Куябу (Киевская земля), Славию (Новго-
родская земля) и Артанию или Артсанию. Одни историки (В.В.Мавродин)
склонны видеть в Артсании Рязань, другие (Х.Ловмяньский, А.П.Новосель-
цнев) - Ростов Великий, третьи (В.Л.Янин) - Таманский полуостров. Опи-
сываются еще более ранние образования образования во главе с Божем и
Маджаном имевшие место в 6 и даже 4 веках.
Не вызывает сомнения существование названных политических образова-
ний.Все же скудность источников не позволяет с достоверностью судить,
были ли они уже государствами или чем -то иным догосударственным, нап-
ример, племенными союзами.
Спорным остается вопрос о государстве киевском при Дире и Аскольде.
Существует мнение, что Дир и Аскольд - варяги, захватившие в 860 или
862 гг. Киев, в котором не было князя. В 866 году они организовали
смелый набег на Константинополь и захватили его.
Через два года после набега Аскольд заключает с греками мир и реша-
ет ввести христианство. Патриарх Константинопольский Фотий в своем
знаменитом Окружном послании 866-867 гг., по этому поводу писал: "И не
только болгарский народ переменил прежнее нечестие на веру в Христа,
но даже многими могократно прославленные (пресловутые) и в жестокости
и в скверноубийстве оставляющие за собой так называемые руссы которые
поработив находящихся около них и отсюда возмнив о себе высоко, подня-
ли руки и против Ромейской державы. А в настоящее время даже и они
променяли эллинское (т.е.языческое) и нечестивое учение, которое со-
держали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру...".
При всех спорах и неясности достоверным остается одно: в 9 веке го-
сударственность у восточных славян уже существовала. Объединение зе-
мель вокруг Киева, безусловно, было государством. Согласно "Повести
временных лет" объединение древнерусского государства началось варяга-
ми с севера. За 859 годом в летописи есть сообщение, что племена сла-
вян на юге платили дань хазарам, а на севере чудь, славяне, меря и
кривичи платили дань варягам.
Достоверность описываемого подтверждает сравнительный материал За-
падной Европы. В первой половине 9 века норманы или викинги / на вос-
токе их называли варягами/ делали набеги на территории приморских
стран. Они вымогали выкупы или дани. В 836 и 837 гг. викинги напали на
Фризию и каждый раз получали выкуп. В 845 г. норманы опустошили селе-
ния по берегам Сены до Парижа. Король Франции Карл Лысый вынужден был
уплатить огромный выкуп, чтобы спасти Париж от разграбления.
Видимо, как и на Западе, в зависимости от норманов были северные
племена Восточной Европы и некоторые племена по торговому пути "из ва-
ряг в греки".
Далее летопись сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов
за море, но среди разноязычных племен, да и самом Новгороде, мира не
было. И вот, изнуренные взаимными войнами племена сошли на совет "и
реша сами в себе... "Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по
праву". И идоша за море к варягам, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи
русь... Реша русь, чюдь, словени, и кривичи и вси: "Земля наша велика
и
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|