Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (А-С) /

Григорий Отрепьев

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Министерство общего и профессионального образования РФ

Ульяновский государственный технический университет

Кафедра отечественной истории и культуры

Реферат

Тема: Григорий Отрепьев – загадка личности.

Выполнила студентка

Меркурьева С.Ю. группы КГд-11

Научный руководитель

Кандидат исторических наук

Доцент Вязьмитинова Ирина Петровна

Оценка

Подпись

Ульяновск 2000

План.

I. Вступление 1

II. Григорий Отрепьев – загадка личности 3

1. Жизнь Юрия Отрепьева 6

2. Факты, приведенные при жизни Лжедмитрия I,

доказывающие, что он Григорий Отрепьев 11

3. Похождения в Литве. “Извет” Варлаама 14

4. Рождение интриги 17

III. Заключение 23

IV. Приложение 24

V. Список используемой литературы 26

Вступление.

Смута… Время потрясений, тревог, разрухи. Ныне все ее грозные признаки проступили достаточно отчетливо: распад государства, развал экономики, разрыв общественных связей, включая межнациональные бегство людей из “горячих точек”, внутренние войны и т.д. И главный признак демографический спад.

Российских историков издавна отличает повышенный интерес к проблеме исторических катаклизмов. Не случайно он возрос в последние несколько лет , ведь для того, чтобы скорее преодолеть смуту, важно учесть многовековой опыт, и не только нашей страны, изучить причины смуты, зачинщиков, к которым можно отчасти отнести и самозванцев.

Самозванство, столь хорошо известное нам по отечественной истории, - болезнь вовсе не национальная. Появлялись самозванцы еще в античные времена. С этим явлением знакома история не только Запада, но и Востока. Однако нигде самозванство не достигало такого огромного размаха, как в России. На протяжении XVII-XIX веков разного рода Лже обрушивались на страну, как из рога изобилия. Самозванцы не исчезли и в наше время. Их перестали называть “ворами” и только. Сейчас мы называем их авантюристами, преступниками. Эта болезнь еще преследует нас, приняв лишь несколько другую форму. Взять бы МММ… Удавшаяся авантюра.

Некоторые “параметры” Лже зафиксированы отечественной историей. На протяжении 2-х с половиной веков самозванческий наряд примеряли более ста человек. Большинство самозванцев почти не оставили следов в истории – лишь строки дел следственных, захороненные в архивах: “А на 2-ой пытке дали ему семь ударов кнутом, и говорил он все те же воровские речи”. Но те из самозванцев, кто докричался до народа, вошли в историю на веки.

Самозванческая интрига вводила в соблазн людей самых разных, поэтому каждый случай интересен по-своему. Несомненно, у большинства преобладала авантюрная жилка, хотя были и такие, которые искренне уверовали в свою “роль”.

Самозванцы по натуре бунтари. Действуя формально в рамках права (законный государь ищет похищенный у него престол), на самом деле они становятся искателями воли в том смысле, в каком это понятие наделил народ. Это именно воля, а не свобода, кровавый разгул, сбросивший всякие запреты.

Пестрое проявление индивидуальностей привело к возникновению самозванческих типов. Самозванец – бунтарь; самозванец – авантюрист, искатель личных выгод; самозванец – марионетка, орудие политического заговора.

Масштабы самозванства в отечественной истории вызывают удивление и рождают естественное желание найти ему объяснение, разоблачить и полностью разобраться в интригах.

Едва ли не самым распространенным в недавнем прошлом объяснением феномена самозванства было определение: “наивный монархизм масс”. Однако дальше декларации дело обычно не заходило, поскольку “наивный” как бы снимало саму проблему.

Можно идти и от анализа политической ситуации. И тогда выявляется ее уникальность и напряженность, и ставиться безусловно, правильный диагноз: кризис. Так в совпадении государственного расстройства, вызванного политикой Ивана Грозного, с расстройством династическим надобно видеть главное условие возникновения смуты, появления самозванца. Однако кризис объясняет, почему появился самозванец. Не менее важен вопрос: как.

Что бы объяснить почти невероятный успех человека, назвавшегося сыном законного царя и уже одним этим привлекшим на свою сторону толпы приверженцев, нужно вспомнить и о характерных для того политического сознания представлениях о Московском государстве, как о наследственном владении потомков Ивана Калиты. Не менее важным является восприятие государя. Народное сознание наделяло особу государя сверхъестественными способностями, вплоть до связи с потусторонними силами. Сакрализация личности царя не была на Руси новостью. Иностранцы еще в XVI веке не без удивления наблюдали, как великого князя простолюдины почитали наравне с Богом. Даже опричнина была осмысленна ими, как праведное гонение на грешников. (А разве недавняя наша история говорит не о том же?).

Вообще, “грозность” была неотъемлемой частью образа справедливого царя. От него могут страдать, но его не смеют осуждать.

Естественно, что миролюбивый, да еще и выбранный, царь Борис Годунов утратил тот ореол священности и таинственности.

Эта ситуация влияла на самозванческий сценарий. В стоустой народной молве они становились государями-избавителями. Дела – если претендент законен – должны быть в интересах народа, ибо богоданный истинный царь – “свой” и только “свой”.

Первоначально все внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывался под личиной Лжедмитрия. Большинство историков считают, что имя сына Грозного принял беглый монах Г. Отрепьев. Но один из самых крупных историков Смутного времени С.Ф. Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванца не поддается решению. Подводя итог своим размышлениям, историк с некоторой грустью писал, что нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также считать, что Отрепьев не мог быть им: истина скрыта. Столь же осторожной была точка зрения В.О. Ключевского. Как заметил этот историк, личность неведомого самозванца остается загадочной, несмотря на все попытки ученых разгадать ее; трудно сказать, был ли то Отрепьев или кто другой, хотя последние менее вероятно.

“Игра самозванцев в царя”, которая в иные моменты кажется до смешного наивной, на самом деле имеет сильную сторону: выходцы из низов, они прекрасно чувствовали психологию масс и выстраивали свое поведение в соответствии с ожидаемым поведением, с ожидаемыми обещаниями. Поэтому так важно знать и личность Лжедмитрия I . Его низкое происхождение, как нельзя лучше доказывает, что выходец из народа, “комар”, при поддержке масс, может поразить “льва”. Люди поверили в Лжедмитрия I, его обещаниям, признали его законным государем – “своим”, добрым.

А если он был простолюдином он должен как нельзя лучше знать тяготы жизни крестьян, а значит, мог и помочь им.

Сбылась ли, наконец, мечта людей в царя - избавителя? Нет.

Многие люди не только того, но и нашего времени, надеются на президента, честного, из простых, и все будет хорошо. Верят любым обещаниям.

Не мешает вспомнить опыт с Лжедмитрием I. Хотя это было единственный раз, когда был признан царем, человек, вовсе не царских кровей. Но чтобы смело утверждать это, нужно разгадать загадку личности Отрепьева. Был ли он Лжедмитрием? Да и сам факт правления простолюдина сам по себе был бы ужасно интересен.

Жизнь Юрия Отрепьева.

Единственно достоверными и известными фактами является жизнь Юрия Отрепьева до появления Лжедмитрий I. Проследим этот жизненный этап.

При Василии Шуйском сообщалось без особых подробностей о том, что “был он, Гришка,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»