Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Хозяйственное право /

Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


властных структур в принятии решений и их осуществлении.

В-третьих, участники отношений, входящих в предмет граж¬данско-правового регулирования, обладают имущественной самостоятельностью. Под этим понимается не просто наличие или отсутствие имущества у лица, а взаимно признаваемая воз¬можность иметь имущество в собственности, доходы, пенсии, пособия и т.п. Это качество учитывается в первую очередь в имущественных отношениях. Но оно предполагается и в неиму¬щественных. Даже при охранительном воздействии на конф¬ликтную ситуацию при нарушении личного блага, например, при защите деловой репутации, возможность возмещения мо¬рального вреда определяется презюмируемой имущественной самостоятельностью субъекта.

В отношениях несостоятельности может отсутствовать иму¬щественный элемент. Это, в частности, отношения по самоуп¬равлению кредиторов, где их права зависят от размера их денежных требований. Иными словами, в зависимости от раз¬мера своего денежного требования кредитор имеет соответству¬ющее право голоса, которое используется при принятии решения. Причем решения такого большинства могут приниматься воп¬реки воле меньшинства. В этой ситуации имеет место неравное положение участников правоотношений. С другой стороны, при банкротстве некоторых категорий субъектов предприниматель¬ской деятельности в качестве участников выступают органы местного самоуправления, центральные органы исполнитель¬ной власти, государственные органы по вопросам чрезвычай¬ных ситуаций, охраны природы и ядерной безопасности, по делам надзора за страховой деятельностью и т.д.

Значит ли это, что отношения несостоятельности состав¬ляют предмет административного права?

Предмет административного права составляет широкий комплекс общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией функций государственной исполнительной вла¬сти, управляющей обществом. При этом административному праву присущи определенные границы правового регулирова¬ния — сфера деятельности органов государственной исполни¬тельной власти, а также выполнение органами местного самоуправления делегированных государством функций испол¬нительной власти.

Отношения, составляющие предмет административного права, имеют следующие черты:

• возникают только в результате государственно-управлен¬ческой (властной) деятельности;

• обязательное участие в них исполнительно-распоряди¬тельного органа государства;

• всегда являются следствием осведомленной, целенаправ¬ленной, волевой деятельности от имени государства.

Отношения, подпадающие в сферу правового регулирова¬ния административного права, в частности, возникают между:

• органами государственного управления и подчиненны¬ми предприятиями, учреждениями и организациями;

• органами государственного управления и не подчинен¬ными им предприятиями, учреждениями и организациями.

Административно-правовая концепция исходит из того, что административно-правовые нормы регулируют управлен¬ческие отношения в сферах хозяйственной деятельности. В свя¬зи с этим необходимо заметить, что основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, состав¬ляющим предмет административного права, являются:

• участие в них соответствующего органа исполнительной власти либо его представителя;

• связь с осуществлением исполнительной власти.

В отношениях несостоятельности взаимно переплетаются имущественные и организационные отношения. С одной сторо¬ны, основная цель кредиторов состоит в погашении их денеж¬ных требований, с другой — для реализации своей цели кредиторам необходимо образовать комитет (сообщество), ко¬торый будет выступать от имени всех. Следовательно, такого рода отношения имеют отличия от предмета гражданского и административного права. И вполне закономерен вопрос о воз¬можности вхождения отношений несостоятельности в предмет хозяйственного права.

Один из основоположников хозяйственного права В.В. Лап¬тев утверждал, что нормами хозяйственного права регулируют¬ся как отношения по руководству хозяйством, так и отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности. Такие отношения складываются при осуществлении хо¬зяйственной деятельности (отношения по горизонтали) и при руководстве ею (отношения по вертикали, хозяйственно-уп¬равленческие отношения) между организациями, а также между их подразделениями и организацией в целом (внутрихозяйствен¬ные отношения).

В.В. Лаптев классифицировал хозяйственные отношения по объекту и субъектам. По объекту он выделял две группы хозяйственных отношений: связанные с осуществлением хозяйственной деятельности (правоотношения по горизонтали) и с руководством хозяйственной деятельности (правоотноше¬ния по вертикали). По субъектам такие отношения классифи¬цируются на правоотношения между хозяйственными органами и правоотношения, складывающиеся внутри хозяйственных органов (внутрихозяйственные правоотношения).

Хозяйственные отношения как предмет регулирования со¬стоят из двух элементов — организационного (организация про¬изводства, обмена) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений, которые возникают между хозяй¬ствующими субъектами, их контрагентами, органами управле¬ния в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выпол¬нения работ, оказания услуг), составляет предмет хозяйствен¬ного права.

Г.Л. Знаменский указывает на особенности хозяйственных отношений. Сочетание вертикальных и горизонтальных связей укрепляет хозяйственные отношения. Возможность такого сочета¬ния и тем самым возможность единства хозяйственных отноше¬ний создается тем, что каждая из этих связей (вертикальная или горизонтальная) не является "чистой": она содержит в себе эле¬менты другой связи. Если пользоваться другой терминологией, то можно сказать, что частные (горизонтальные) отношения вклю¬чают в себя определенное публичное (вертикальное) начало. То же самое можно сказать и о публичных вертикальных отношениях — в них учитывается частное начало (частный интерес).

Из приведенных понятий предметов гражданского, админи¬стративного и хозяйственного права возникает вопрос: предме¬том какой отрасли права являются отношения несостоятельности (банкротства)?

Так, В.С. Щербина считает, что институт банкротства — это институт хозяйственного права, В.В. Джунь — что это подотрасль, а Н.И. Титов полагает, что институт банкрот¬ства — это комплексный институт. Однако аргументов в пользу таких выводов авторы не приводят.

Только на основании анализа правовой природы отношений несостоятельности можно подтвердить или опровергнуть приведенные выводы.

Отношения несостоятельности возникают вследствие непла¬тежеспособности хозяйствующего субъекта. Доктрина неплатежес¬пособности построена на факте приостановления должником платежей по обязательствам. Как справедливо заметил дореволю¬ционный российский юрист Г.Ф. Шершеневич, платежная неспо¬собность возбуждает предположение недостаточности имущества прекращением платежей, т.е. отсутствием наличных средств для покрытия предъявленных к исполнению требований.

Доктрина неоплатности состоит в факте превышения раз¬мера обязательств должника над стоимостью его имущества. Однако при использовании такого критерия возникают затруд¬нения у кредиторов в доказательстве состояния неоплатности должника, поскольку документы, подтверждающие финансо¬вое и имущественное состояние должника, у кредитора, есте¬ственно, отсутствуют. В связи с чем Закон в качестве условия для возбуждения дела о банкротстве (возникновение отноше¬ний несостоятельности) прежде рассматривает критерий не¬способности к исполнению текущих платежей. При этом законодатель предусмотрел определенные количественные и ка¬чественные показатели (временные, видовые и размерные). Ре¬шение о выборе конкретных показателей законодатель основывает на принципах разумности и целесообразности, учи¬тывая в первую очередь необходимость стабильного торгового оборота и опираясь на статистические данные.

Далее Закон установил такие признаки неплатежеспособ¬ности: неисполнение денежных требований кредиторов в тече¬ние трех месяцев; размер неисполненных обязательств — 300 минимальных размеров заработной платы.

Следует иметь в виду, что в современном законодательстве о несостоятельности России, США, Англии, Франции, Герма¬нии в качестве барьерных условий для возбуждения производ¬ства по делу о несостоятельности, как правило, используются показатели, базирующиеся на критерии неспособности к испол¬нению текущих обязательств, т.е. неплатежеспособности.

Отношения неплатежеспособности возникают не с момен¬та наступления условий неплатежеспособности хозяйствующего субъекта, а с момента возбуждения дела о банкротстве. Имен¬но процессуальный акт (определение) хозяйственного суда яв¬ляется юридическим фактом, порождающим отношения несостоятельности. Иными словами, приостановление должни¬ком уплаты текущих платежей по денежным обязательствам яв¬ляется лишь предпосылкой для инициирования производства по делу о банкротстве.

Еще в 1890 Г.Ф. Шершеневич разделил конкурсное право на две части. Одна часть носила название материальное конкур¬сное право, или конкурсное право в тесном значении слова, и являлась отделом частного, гражданского права. Другая часть — формальное конкурсное право, или конкурсное производство — связана с гражданским судопроизводством. Но уже в то вре¬мя велись дискуссии об особом конкурсном производстве, о его отличиях от гражданского судопроизводства и исполнитель¬ного производства. Развитию экономических отношений той эпо¬хи соответствовало конкурсное право, которое в своей основе содержало ликвидационную процедуру в современном пони¬мании отношений несостоятельности. Реабилитационных мер в отношении частных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»