Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Хозяйственное право /

Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Скачать реферат


За¬коне в виде отдельной статьи способствовало бы эффективно¬сти отношений несостоятельности.

Разберем содержание принципов более подробно.

Принцип приоритета Закона перед другими нормативными актами.

Введение процедуры банкротства предполагает регулиро¬вание правоотношений должника с другими субъектами спе¬циальным законодательным актом — Законом. Все остальные нормы других нормативных актов, например, гражданского права, хозяйственного и гражданско-процессуального действу¬ют лишь в определенной части при условии упоминания об этом в самом Законе, то есть субсидиарно. Процедура банкрот¬ства представляет собой особый правовой режим, направлен¬ный на восстановление платежеспособности должника с использованием специальных средств, требующих особой норма¬тивной регламентации. Статус неплатежеспособного хозяйству¬ющего субъекта как неполноценного участника гражданских правоотношений вызывает необходимость установления спе¬циальных норм, которые позволяют, с одной стороны, за счет реабилитационных процедур восстановить его статус, а с дру¬гой — ликвидироваться, чтобы справедливо и организованно погасить требования кредиторов.

Неплатежеспособность — это фактор, указывающий на не¬возможность исполнять денежные обязательства. Она не дает должнику возможности быть полноправным участником пра¬воотношений.

Сохранение в полном объеме правового статуса должника и действие всех норм права приведет к неорганизованной лик¬видации должника, в результате которой пострадают не столько интересы должника, сколько интересы самих кредиторов. Представим ситуацию, когда отсутствует очередность кредиторов, мораторий, меры по обеспечению сохранности имущества. От имущества должника ничего не останется. За бесценок уйдет все имущество, не удовлетворив даже требования работников предприятия как самых уязвимых кредиторов. Следовательно, нужен особый правовой режим, который должен возникать с момента возбуждения дела о банкротстве и заканчиваться пре¬кращением процедуры банкротства. Суть режима состоит в раз¬личного рода ограничениях, изъятиях из общих норм в части самостоятельного распоряжения имуществом, совершении ряда сделок по ним и применении специальных реабилитационных (восстановительных) процедур к хозяйствующему субъекту. В отношении кредиторов ограничения касаются лишь в части погашения их денежных требований. Все субъекты, вступая в правоотношения с субъектом банкротства, должны учитывать его особый статус и специальное законодательство, которое регулирует все взаимоотношения с ним. Действия таких субъек¬тов, совершенные без учета особого статуса должника, не дол¬жны влечь правомерные правовые последствия.

Хозяйственый суд, рассматривающий дело о банкротстве, является приоритетным перед другими юрисдикционными и правоохранительными органами. Если хозяйственным судом вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов или должник признается банкротом, то такие акты подлежат безусловному исполнению, даже если они затрагивают реше¬ния других государственных органов. Например, в случае при¬нятия общим судом решения о наложении ареста на имущество должника такой акт автоматически перестает действовать при вынесении хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом. Только хозяйственный суд может ограни¬чивать должника в праве распоряжаться имуществом в проце¬дурах санации и ликвидации. Если бы такой приоритет хозяйственного суда отсутствовал, то теряла бы смысл проце¬дура банкротства.

Так, общий суд при рассмотрении иска о взыскании зара¬ботной платы наложил бы арест на имущество должника, зап¬ретил бы ликвидироваться, реорганизовываться. Тогда процедура банкротства стала бы невозможной, ибо хозяйственному суду пришлось бы "ждать" довольно долго, когда исполнится реше¬ние общего суда и т.д. Следовательно, приоритет хозяйственно¬го суда должен быть безусловным.

Наконец, самое важное. Все последующие нормативные акты не должны противоречить Закону. Следует исходить из того, что в случае противоречия норм Закона с другими норматив¬ными актами, принятыми после Закона, независимо от указа¬ний в них, должны действовать нормы Закона. В противном случае процедура банкротства имела бы очень много изъянов, что значительно снижало бы эффективность Закона.

Принцип сохранения хозяйствующего субъекта.

Цель отношений несостоятельности — сохранение действу¬ющего целостного имущественного комплекса должника. Извес¬тно, что стоимость такого комплекса выше, чем стоимость ликвидационной массы. Так, при ликвидации должника идет полная распродажа его имущества в короткие сроки, что, есте¬ственно, сказывается на размере вырученных сумм. С другой сто¬роны, ликвидация должника влечет увольнение работников и убытки возникают у государства в виде выплат пособий по без¬работице. В результате ликвидации должника экономике государ¬ства наносится ущерб, поскольку выводится из состава народного хозяйства хозяйствующий субъект, производящий совместный продукт и платящий налоги в казну.

Поэтому государство установило приоритет в сохранении хозяйствующего субъекта при условии возможного (вероятно¬го) восстановления его платежеспособности. В Законе для ре¬шения главной задачи предусмотрены реабилитационные (восстановительные) средства и процедуры. Такими процеду¬рами являются санация и мировое соглашение.

Процедуры содержат традиционные средства, позволяю¬щие сохранить ликвидную массу, определить размер требова¬ний кредиторов, найти источник погашения задолженности и др. Все реабилитационные средства действуют комплексно, вза¬имно переплетаясь друг с другом, и присущи исключительно отношениям несостоятельности. Это мораторий на удовлетво¬рение требований кредиторов, отбор (отсеивание) кредиторов, обеспечительные меры, невключение в состав денежных тре¬бований штрафных санкций, отказ от невыгодных текущих договоров, признание недействительными заинтересованных сде¬лок и др. Все эти мероприятия подготавливают условия к заме¬не "неэффективного" менеджмента эффективным. Для этого в Законе предусмотрено самоуправление над имуществом долж¬ника. Оно осуществляется арбитражным управляющим на ос¬нове плана санации, который содержит специальные меры: реструктуризацию предприятия, перепрофилирование произ¬водства, продажу части имущества должника, использование средств инвестора и др. В ходе таких мероприятий может изме¬няться и собственник хозяйствующего субъекта. Так, инвестор за счет оплаты долга кредиторам может приобрести право соб¬ственности как на имущество должника, так и на корпоратив¬ные права собственников предприятия (акции). Причем решение о такой замене принимает не собственник, а арбитражный уп¬равляющий.

Сохранение хозяйствующего субъекта происходит за счет ущемления прав кредиторов и должника. Так, при моратории приостанавливается начисление пени, штрафных санкций, а денежные требования погашаются через процедуру банкротства. После публикации в газете в суд должны обратиться (под стра¬хом потери имущественного права) все кредиторы, независи¬мо от обеспеченности и бесспорности (наличие исполнительного документа) требований. Последующие решения кредиторов о введении судебных процедур, одобрение условий плана сана¬ции, заключение мирового соглашения принимаются не всеми кредиторами, а большинством. Должник при введении проце¬дуры санации теряет управление над своим предприятием, а собственник, в частности, ограничивается в правах реоргани¬зации, ликвидации и распоряжения корпоративными правами.

Таким образом, частный интерес конкретного индивида, будь-то кредитор, должник или собственник, подчиняется обществен¬ному интересу — восстановлению платежеспособности должника, следовательно, сохранению хозяйствующего субъекта.

Наличие разности интересов участников создает опреде¬ленный конфликт интересов, который погашается за счет спе¬циальных механизмов: отсеивание кредиторов; осуществление полномочий кредиторов через представительный орган (собра¬ние и комитет кредиторов), имеющий особый порядок проведения и принятия решений; установление очередности пога¬шения требований и т.д. Наряду с ущемлением прав кредиторы получают право самоуправления над имуществом должника с целью оплаты их денежных требований. Должник и собствен¬ник ущемляются в праве управления и распоряжения имуще¬ством, однако при наступлении определенных условий имеют право требовать его возврата. Это — заключение мирового со¬глашения, восстановление платежеспособности предприятия или погашение долга перед кредиторами. Таким образом, огра¬ничение в субъективных правах участников процедуры банк¬ротства носит временный характер и направлено на достижение единой задачи — восстановление платежеспособности должни¬ка (сохранение хозяйствующего субъекта).

Ликвидация имущества должника при невозможности сохра¬нения предприятия с целью справедливого и организованного погашения требований кредиторов.

Если меры по финансовому оздоровлению должника не дали положительного результата, то применяется ликвидационная процедура. Ликвидация имущества должника — это крайняя мера. Она свидетельствует о признании должника банкротом и рас¬продаже имущественных активов должника с целью погаше¬ния признанных хозяйственным судом денежных требований кредиторов. Шансов выйти из ликвидационной процедуры у должника крайне мало, но есть. Такое возможно при условии достаточности имущества на покрытие требований кредиторов и в случае заключения мирового соглашения.

Ликвидация имущества должника осуществляется органи¬зованно, то есть в установленном Законом порядке, под руко¬водством арбитражного управляющего.

Организованная ликвидация предполагает:

• выявление и формирование ликвидной массы;

• оценку ликвидного имущества;

• реализацию имущества на конкурентных началах;

• минимальность расходов по сохранению

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»