Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Хозяйственное право /

Транспортные договора

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


предусмотренному ст.45 УАТ РСФСР, а не по договору на транспортно-экспедиционное обслуживание, если даже под ним понимать упомянутый годовой договор на перевозку грузов со станций железных дорог, портов (аэропортов) и на станции железных дорог, в порты (аэропорты). Тем более нет оснований рассматривать в данном случае в качестве правовой формы перевозочной деятельности договор на централизованный завоз (вывоз) грузов автомобильным транспортом на станции, в порты, аэропорты, так как он определяет взаимоотношения двух транспортных организаций без участия грузоотправителя (грузополучателя). В связи с этим трудно понять логику законодателя, по которой в одних случаях требования к доставке грузов автомобильным транспортом на станции, в порты (аэропорты) формулируются в типовом договоре на централизованную перевозку грузов (ст. 45, 47, 145 УАТ РСФСР), а в других - особые требования к форме реального договора автомобильной перевозки грузов устанавливаются правилами на централизованный завоз (вывоз) грузов автомобильным транспортом: в порты внутренневодного транспорта РСФСР. Кроме того, неясно, почему форма товарно-транспортной накладной здесь должна отличаться от обычной типовой междуведомственной - формы № 1, предусмотренной приложением № 2 к разд. 12 правил перевозок грузов автомобильным транспортом. В отличие от грузовой бытовая экспедиция является транспортным договором, ибо оказание комплекса услуг оформляется здесь единым заказом-квитанцией, которая, следовательно, одновременно выступает и в качестве правовой формы, опосредующей перевозку принадлежащего гражданам имущества.

Таким образом, предложенное определение понятия транспортного договора позволяет, во-первых, выделить из большого числа отношений по оказанию услуг обязательства, опосредующие оказание специфической услуги по перемещению; во-вторых, провести «инвентаризацию» транспортных договоров; в-третьих, разграничить транспортные и широко распространенные на транспорте нетранспортные обязательства, тесно связанные с первыми и обеспечивающие их нормальное становление, развитие и прекращение; в-четвертых, выработать понятие вспомогательных обязательств на транспорте, обусловленное их выделением наряду с основным обязательством перевозки.

2. Транспортные обязательства и их правовое регулирование

Понятие обязательства перевозки и иных транспортных обязательств

Не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вто¬рых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся «на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трю¬ме и т. д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуще¬ствляется так называемыми общественными возчиками, специально создан¬ными для оказания транспортных услуг всем и каждому. Их функции объяс¬няются местом транспорта в системе разделения труда. Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельно¬сти, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией (же¬лезнодорожный транспорт) .

Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаг¬раждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обяза¬тельств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экс¬педиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраня¬ет их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же отличным от перевозки является буксировочное обязательство. Таким образом, транспортными на¬зываются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а так¬же иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с пере¬возкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.

Виды транспорта

В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт . Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта - трубо¬проводный. Однако технологическая специфика транспортировки товаров по газо- и нефтепроводам не дает основания говорить в этом случае о нали¬чии транспортного обязательства. Поэтому термин «трубопроводный транс¬порт» имеет условное значение. Природа обязательства, возникающего при перемещении товаров по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь соединяются элементы обязательств по передаче имущества (газа, нефти) и по оказанию услуг (транспортировке, хранению). К трубопроводному транс¬порту применяется особое законодательство, включая правила об энерго¬снабжении (п. 2 ст. 548 ГК).

Источники правового регулирования

ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (т. 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятель¬ности, которая связывает отдельные части страны, требует единообраз¬ного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отне¬сены к ведению Российской Федерации. Соответственно, даже в час¬тноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдель¬ными видами транспорта и ответственности се субъектов могут опре¬деляться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государ¬ства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате уста¬навливаются единая схема управления соответствующим видом транс¬порта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоот¬ношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транс¬портными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специаль¬ных федеральных законов.

В настоящее время сохраняют силу и те кодифицированные акты транспортного законодательства, которые были приняты ранее послед¬ней кодификации гражданского права. Они применяются в части, не противоречащей гл. 40 ГК, и будут действовать до момента введения в действие новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов . Транспортные кодексы принимались Верховным Советом СССР в форме законов (постановлений Президиума Верховного Совета СССР), а уставы утверждались постановлениями Правительств СССР и РСФСР.

К их числу относятся: 1) Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный 15 октября 1955 г. (далее - УВВТ); 2) Устав железных дорог Союза ССР, утвержденный 6 апреля 1964 г. (далее - УЖД); 3) Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный 17 сентября 1968 г. (далее - КТМ); 4) Устав автомобильного транс¬порта РСФСР, утвержденный 8 января 1969 г. (далее - УАТ); 5) Воз¬душный кодекс Союза ССР, утвержденный 11 мая 1983 г. На смену последнему пришел Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК), принятый Государственной Думой 19 февраля 1997 г. и введен¬ный в действие с 1 апреля 1997 г.

Из предусмотренных ст. 784 ГК специальных законов ныне дейст¬вует Закон РФ “О федеральном железнодорожном транспорте” от 25 августа 1995 г., устанавливающий вопросы управления и деятельности общероссийских железных дорог. Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регулируются также Законом РФ “О защите прав потребителей”.

Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств воплощаются в актах Президента и Правительства Российской Феде¬рации. Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение тлеют правила, издаваемые соответствующими транспортными ведомствами (министерством транспорта, министерством путей сообщения, федеральными транс¬портными службами). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

Единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связанных с перевозками, обеспечивается актами толкования, которые содержатся в документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ .

С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении между¬народных перевозок, а также служат образцом для унификации рос¬сийского транспортного права.

3. Обязательства по перевозке грузов

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»