Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Боги Египта

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


более древней египетской богиней Хатор, олицетворявшей небесное пространство, по которому движется солнце; изображение этой богини сохрани-лось на капителях храма в Ден-дере; это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание - символ вселенной; она как бы стоит на богато украшенной чаше, символе влаги, без которой ничто не могло бы существовать на земле. Отличительные признаки Исиды - диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним Египтом, и рога на голове (рис.2). Когда Гор, победив Тифона, привел его к ней в оковах, И¬сида по своей доброте простила его: тогда разгневанный Гор лишил ее короны и заменил ее рогами. Богиня точно так же изображалась очень часто с головою коровы; вот почем¬у греки¬ отождествляют ее с нимфой Ио, превращенной Юноной в корону. На одной из древнейших¬ статуй изображена Исида с головою коровы, кормящ¬ая грудью Гора (рис. 3¬) В честь этой богини были установлены празднества, известные под названием таинств Исиды, в них принимали участие только жрецы и посвящённые. Так как все объ-яснения египетских мифов греки основывают исключительно на соотношении с греческими мифами, то можно предполагать, что Тифон, временно побеждающий Осириса, есть тот же великан Тифон, также временно победивший Юпитера. Надо было измыслить миф, объясняющий происхождение и рождение египетских богов; для богатых воображением греков это было делом нетрудным. Они придумали следующее: Осирис и Иси¬да - дети бога Солнца; этот бог, разгневанный на жену за ее измену, объявил, что у нее не могут родиться дети ни в один из трех¬¬сот шестидесяти дней в году ¬ ¬¬(тогда в году считалось триста шестьдесят дней). Мер-курий, считал себя слегка виновным в измене богини, захотел исправить причи-ненное им зло, но так как ни ¬один бог не может изменить того, что решил дру-гой, то он, по своему обыкновению, пустился на хитрость: он предложил Луне сыграть с ним в кости, выиграл у нее ¬семидесятую часть ее света и сотворил из этой части пять дополнительных дней в году. В эти-то пять дополнительных дней и родилось пять главных египетских богов: Осирис, Исида, Тифон, Гор и Нефти-да. На памятниках искусства Осирис является преимущественно в сценах, изобра-жающих похоронные церемонии и суд над умершими. Исида и Гор фигурируют главным образом во всех явлениях обыденной жизни и во всех сценах, имеющих какое-либо отношение к ¬земледелию. В день рождения Гора, совпадающий с са-мым коротким днем в году и с цветением лотоса, Гор называется Гор-па-хердом и тогда изображается в виде слабого ребенка, сидящего на цветке лотоса; он держит палец у рта, и вот почему его статуи долгое время¬ принимались за изо-бражение бога молчания. На одном из барельефов храма в Гермополисе изобра-жен Г¬ор, выходящий из цветка лотоса, эмблемы Нила и вечной жиз¬ни; волосы молодого бога заплетены на¬подобие бараньих рогов, в руке он держит плеть - ¬¬символ власти; Исида сидя протягивает ему руку, как бы помогая ему выйти из цветка; позади Гора¬ стоит Неф¬тида, она дотрагивается до его головы ключом Нила (рис. 4). На многих памятниках Исида изображена ¬кормящею 㬬рудью Гора, достигшего уже юношеского в¬озраста. В храм嬬¬ города Фил был найден барельеф, представляющий жреца, приносящего жертву Исиде в виде цветов лотоса; богиня кормит грудью Гор¬а, стоящего подле нее; две богини сидят позади Исиды: одна держит зубчатую линейку - эмблему разлива Нила (она как бы отмечает подъем воды), а другая держит скипетр, оканчивающ¬ийся лотосом, и ключ Нила (стр.5). Другое скульптурное произведение, найденное в том же храме, изображает жен-щину, поющую священный гимн перед Исидой и Гором; она аккомпанирует себе на арфе, украшенной всеми атрибутами Исиды; Гор держит в одной руке ключ Нила, а палец другой руки подносит ко рту (рис. 6). Осирис был главным богом всего Ег¬ипта, а потому вокруг его имени группируются почти все мифы и аллего-рии египетской религии. «Вся человеческая жизнь, - говорит Мариэтт - уподобля-лась древними египтянами тому пути, который солнце пробегает по небесному своду, заходящее солнце, исчезавшее за горизонтом, казалось им образом смер-ти. Лишь только наступал торжественный момент смерти для какой-нибудь души на земле, Осирис должен был провести ее к жизни вечной. Он отождествляется с нею, проходит с нею вместе через все испытания, назначенные этой душе для очищения ее от греха; он же смягчал суровых привратников ада и боролся с чудовищами, обычными спутниками мрака и смерти. Наконец, он же, победив мрак с помощью восходящего солнца - Гора, восседал в страшном судилище смерти и открывал очистившейся душе врата вечного жилища, и блестящее утреннее солн-це, появлявшееся с рассветом на горизонте, являлось символом этого второго рождения к жизни вечной, не знающей больше смерти». Осирис, по мнению егип-тян, желая дать людям видимый образ своего присутствия среди них, воплощает-ся в быка Аписа (рис.7). Когда в священных коровниках Мемфиса появлялся на свет теленок с особенными священными приметами, жрецы тотчас же объявляли о милостивом воплощении Осириса, и повсюду это известие вызывало народную радость и веселье. Когда Апис умирал естественной смертью, его с большою пышностью хоронили в подземельях храма Серапеума, развалины которого теперь найдены. Если же Апис достигал двадцати восьми лет, число лет Осириса, его убивали. Голова Аписа должна была быть черной с белым треугольником на лбу; туловище белое, но с черными пятнами определенной формы. Богиня Нефтида, которую греки отождествляли с Венерой, была супругой и вместе с тем сестрой Тифона, но она предпочла другого брата, мягкого и доброго Осириса, и от союза с ним у Нефтиды родился сын Анубис, или Инпу, бог с головою шакала, храни-тель мумий. Когда Осирис был убит Тифоном, Анубис его бальзамировал. На одной из фараоновых гробниц в Фивах изображён Ану¬бис, исполняющий свои печальные обязанности. Он стоит подле л¬ожа, на котором лежит мумия. Под ло-жем стоят четыре сосуда: у первого вместо крышки - человечья голова, у второго - голова обезьяны-¬павиана, третий - с головой шакала и четвертый - с ястреби-ной головой. Эти головы являлись ¬воשּׁ¬¬лощением второстепенных божеств, на обя-занности ¬которых лежало охранение внутренностей умерших¬, ¬¬положенных в эти сосуды (рис. 8). Это изображение встречается очень часто на многих надгробных памятниках. У ¬ греков обязанность сопровождать души в жилище смерти выпала на долю Меркурия, а потому греки отождествляли его с Анубисом. То¬т - бог с головою ибиса ¬ олицетворяет божественн¬ый разум, который¬ сотворил всю Все¬лен¬ную. Он по преимуществу бог письмен, поэтому ¬ он также отождествляется с Меркурием. Ом же - организатор ¬мира, разогнавший первобы¬¬тный мрак, и он же рассеи¬вает потемки души, т.е. невежество и дурные мысли - этих вечных врагов человечества. Ибис и обезьяна - кинокеф¬ал, ил¬и павиан - посвя¬щены этому богу. И¬бис -¬ птица, появляющ¬аяся в Египте перед разливом Нила; ¬ следовательно, она, по египетским понятиями знает и предвидит будущее. Кроме того,¬ когда эта птица ест, ее клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олиц¬етворяет геометрию и все науки, основанные на ней, и вот почему ибис по-священ Тоту, богу божестве¬нного разума. В обязанности этого бога входило на-блюдение и определение той высоты, до которой должен был подниматься Н¬ил во имя разливам, отчего зависело плодородие в Египте и вместе с тем и сущ¬ествование его обитателей. ¬¬На одном из барельефов в храме города Фил ¬(рис. 9¬) изображен жрец или важное лиц¬о¬ прос¬¬¬ящ¬¬ее богов о благополучном разливе Ни-ла. На этом баре¬ль¬ефе бог Тот изображен с головою ибиса, он ¬держит в одной руке зубчатую линейку - символ ¬¬разлива Нила, а в другой - тростник, которым собирается отметить подъем воды. Иногда же Тот изображался в образе обезья-ны павиана, пишущего на таб¬личках. Египтяне вери묬и в бессмертие ду¬ши; это была с¬ незапамятных времен главная доктрина египетской религии. Благодаря ней установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а также и все эмблемы¬, ¬¬¬¬изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной из них была строгая система композиционных и иконографических правил, получивших название “канона”. В древнеегипетском искусстве каноны не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как усыпальницы . В гробницы помещали порт-ретные статуи в качестве нетленных двойников покойных , убежищ для их бес-смертных душ - “ка”. Внутри стены гробниц обильно украшались росписями и рельефами, прославлявшими владельцев и рассказавшими об их подвигах в жиз-ни. ¬¬¬Бессмертие было обещано тем душам, которые Осирис, ¬верховный судья, при-знает праведными. Эти души должны были вернуться в их телесную оболоч¬ку и оживить ее новою жизнью

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»