Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Боги Египта

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


жизнью, не знающей смерти. Души же грешных подвергались вторичной смерти, за которой следовало небытие. Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена

в египетском похоронном требнике. Эта священная книга, которая должна была находиться в каждом

гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов. Глава вторая этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после смерти, а глава сорок чет-вертая ясно и определенно говорит о том, что эта новая жизнь

будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными мерами, обусловлен-ными климатическими требованиями страны, ввел обычай бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или же для того, как говорит текст требника, «чтобы душа могла вновь соединиться со своим телом». На одном над-гробном памятнике в виде столба (стела) в Булакском музее умерший, представ перед Верховным Судьёю, говорит следующее, как гласит надпись: «Я привязан к богу моей любовью, я накормил голодающего, подал воды жаждущему, одел ли-шенного одежды и приютил бесприютного». Эти слова, в которых выражено стремление к высшему нравственному совершенству, являются на этом памятнике не случайным единичным явлением, говорит Мариэтт, а

встречаются весьма часто на надгробных памятниках, так что их можно считать обычной повседневной молитвой. Бог Тот изображался всегда в сценах суда над душами и встречается очень часто на надгробных памятниках. Он часто изобра-жался с богиней¬ Пахт, или Сехмет, богиней с львиной головой. Иногда, впрочем, она изображалась с головою кошки, потому что Пахт, богиня правосудия, стано-вится злобной львицей для грешников, для праведных же она является такою же

ласковою, как кошка. Душа умершего представала перед судьями, помощниками далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро

и зло, содеянное этой душой, и бог Тот записывал решение, а Осирис выносил приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа должна была

воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже к образе животного на землю среди живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие, потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или утрачива-лось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле. Хотя Осирис, Исида и Гор - главные египетские боги, но Мемфи¬с и Фивы, бывшие долгое вре-мя столицами двух отдельных царств, имели особенных богов, которые потом смешались и соединились в египетской мифологии. Птах был главным богом Мемфиса; он обыкновенно изображался в виде мумии с обритой головой. Он на-зывался богом «с красивым лицом, богом, придающим новую жизнь или новые формы». Птах есть то божество, которое снабдило бога Ра, сотворившего

Вселенную, всеми элементами, из которых составился мир. Он часто изображает-ся с символом воскресения на голове - это скарабей, или навозный жук, - и по-пирает ногами крокодила, символ мрака. Амон является высшим божеством Фив; греки отождествляли его с Юпитером. Он главный деятель в природе и главная причина, заставляющая природу вечно возобновляться. Так как для Егип-та высшее проявление могущества этого бога заключалось в размножении стад, то Амон чаще всего изображался в виде барана, и вот почему в Фивах к хра-мам, посвященным этому богу, вели дорожки, украшенные по обеим сторонам бараньими головами. Это животное было ему посвящено и - чаще всего приноси-лось ему в жертву. Когда Амон олицетворял живительную теплоту солнца¬, он назывался Амон-Ра. Его супруга - богиня Мут - называлась царицей неба и вла-дычицей ночи, она же была матерью восходящего солнца. Обычная одежда Амона - короткая туника, подпоясанная кушаком, его головной убор - красная корона¬ с двумя большими черными перьями. Богиня Мут всегда изображалась с двойной короной (пшент)-- эмблемой господства над Верх¬¬¬ним и Нижним Египтом. ¬Её от-личительный признак - ястреб, символ материнства. Египтяне пол¬агали, что все ястребы - самки, и поэтому считали его символом материнства.

¬Нил есть только видимое воплощение Амона, которому Е¬гипет обязан своим пл¬одородием. Бог тогда наз¬ывался Амоном-Нилом или Кнуфисом. Н¬а одном антич-ном барельефе в храме Дендеры Амон-Кнуфис изображен с бараньей головою, украшенною перьями; он с распущенными крыльями и держит в одной руке ключ Нила, а в другой - парусное судно (рис. 10). Многочисленные памятники Египта изображают этого бога как повелителя Нила, регулирующего разлив его вод. На одном барельефе в городе Филах изображен египетский фараон Птолемей III Евергет, приносящ¬ий жертву Амону-К¬нуфису (рис. 11). Э¬¬тот бог, по обыкновению, окрашен в голубую краску, его баранья голова ещё украшена козлиными рогами, символом размножителя, диском и солнечными лучами; он держит в руке ключ Нила и жезл милостивых и добрых богов; за ним сидит его супруга, окрашенная в красную краску: на гол¬ове у нее рога, а в руках жезл с цв¬етком лотоса, отли-чительный признак египетских богинь, и ключ Нила.

Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амона. Александр Великий, говорит один из исследователей Древнего Египта, будучи умным и хитрым политиком, прекрасно понял, что самый лучший способ упрочить свою власть над Египтом и приобрести популярность заключался в том, чтобы воспользоваться некоторыми религиозными предрассуд-ками, упроченными веками; поэтому он отправился в оазис Амона, где находился главный храм и оракул этого бога. Оракул провозгласил его сыном Амона, или солнца, и с тех пор он является в глазах египтян воплощением солнца, которому они должны были, по своим верованиям, повиноваться беспрекословно и безро-потно. Его потомки Птолемеи продолжали следовать его примеру, отправляясь в храм Амона за почетным в той стране титулом - “сын солнца”.

Диодор Сицилийский упоминает в своих сочинениях о праздниках и торжествен-ных шествиях, во время которых изображение бога Амона несли в священной лодке. “Статуя бога, говорит он, покрыта изумрудами и другими драгоценными украшениями. Восемьдесят жрецов несут ее в золотой лодке на своих плечах; их сопровождают толпы женщин и молодых девушек, поющих священные песни и стихи”. “Египтяне, говорит Плутарх, уверяли, что солнце и луна не ездят на колесницах, как то полагали греки, а только в лодках, в которых они плавают вокруг земли”. И действительно, греки всегда изображали солнце под видом юно-ши, голова которого окружена лучами, едущим на колеснице, которой он управля-ет, тогда, как египтяне всегда изображали солнце едущим в лодке. Обыкновенно посредине священной лодки находилось изображение бога, скрытого от глаз толпы занавесками или дверцами; всевозможные эмблемы, изображение второстепенных богов и священных сосудов покрывали нос и корму лодки. Символические лодки, изваянные на стенах храмов, - копии тех священных лодок, которые несли жрецы на плечах во время шествия. Эти лодки были украшены драгоценностями и дела-лись из дерева редких пород, слоновой кости и даже золота и серебра; они все походили друг на друга и отличались только атрибутами и эмблемами. В храме города Фил находится изображение символической лодки, посвящённой Исиде; её несут на плечах жрецы (рис.12); нос и корму лодки украшают головы Исиды, а над лодкою изображён диск, окружённый лучами, - символ движущегося солнца. На стенах Карнакского храма изображена такая же священная лодка; она плавает по Нилу; украшающие её бараньи головы указывают на то, что она посвящена Амону, главному божеству Фив. Но эта лодка не сама плавает по священным водам: её тащит другая, более скромная лодка; она украшена цветами лотоса, и у неё голова ястреба - перелётника (сокол) - символ восходящего солнца (рис. 13). Каждому почти египетскому богу придавали, таким образом формы, и каждо-му из них посвящено было таким образом какое-нибудь животное. Итак, мы позна-комились с богами древнеегипетского мира, оставившими о себе память своими делами или мыслями. Это были мужчины и женщины , счастливые и не-счастливые, глупые и мудрые , преступники и жертвы . Но все вместе они со-ставляют мифы и легенды , которые объясняют нам некоторые явления природы . Таким образом мифология является одной из самых важных и интересных наук.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. “МИФЫ В ИСКУССТВЕ СТАРОМ И НОВОМ” по РЕНЕ МЕНАРУ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1993

2. КЕРАМ “БОГИ, ГРОБНИЦЫ, УЧЁНЫЕ”

МОСКВА 1953

3. И.А. АНТОНОВА “ШЕДЕВРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА”

МОСКВА 1986

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»