Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Буддизм

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распростране

нных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимуществен-но регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных кон¬тактов между различными странами и народами. Космополи-тический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные гра¬ницы, широко распространиться по земному шару. Мировым религиям в боль¬шей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемо-гущего, вездесу¬щего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам по-литеизма.

Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов. Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности. К ним мы и обратимся в данном реферате, где будет подробно рассмотрен Буд-дизм, его происхождение и философия.

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс формиро-ва¬ния рабовладельческих государств. Отправной точкой буддизма является ле¬генда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой легенде Гау¬тама на три¬дцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После семилетнего от¬шельничества он достигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь. и он становиться Буддой (“пробужденный”, “достигшим про¬зрения”), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет. Центром учения становить-ся четыре истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара - круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спа-сения от страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем достижения нирва-ны(“угасание”), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа че-ловека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник победивший желания.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвы-шенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупа-лока и арупалока.

В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная матери-альная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупало-ке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.

И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от формы и от телесного материального начала.

В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание един-ства личности. Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико зна-чение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддиз-ме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность, необхо-димо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовки спа-сения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, - индивидуальное соз-нание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящиеся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигает-ся по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилие, внимание, и полная сосредоточенность и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид пере-рождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, дейст-виях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей ра-венства людей в страдание и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (санг-хая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов ( 253 запрета), пять из которых обязательны для ка-ждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкого-ля, соблюдение супружеской верности.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области ин-дивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосре-доточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распро-странение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Многие иссле-дователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это де-лает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный харак-тер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образова-ли многочисленные монашеские общины, ставшие главными оча¬гами распро-странения религии.

В I в. н. э. в Буддизме образова¬лось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде всего раз-личиями в социально-по¬литических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связан¬ная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасе¬нию, которое счи¬тается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, при¬чем упор сделан на активную проповедническую деятель¬ность, на вмешательство в общественную и государ-ственную жизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множе¬ство толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав - индивидов, уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности Ее главным элементом яв-ляется: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождени-ем, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым соору-жениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены мо-литвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII - XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, перемес-тившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных ус-ловий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название происхо¬дит от тибетского слова лама (высший, небесных) - монах в ламаизм. Для лама¬изма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - во-площений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы. Ламаизму при¬суще массовое распространение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточ-но было прикрепить к шесту лис¬ток с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный бара¬бан. Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»