рождения,а новая жизнь опять порождает
стремления и желания,вызывающие новое перерождение.
_учение о душе
Согласно традиции,берущей начало в литературе Абхидхам-
мы,то ,что принято считать личностью,состоит из:
а) "чистого сознания" (читта или виджняна)
б) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта)
в) "чувственного" в абстракции от сознания (рупа)
г) сил ,сплетающих ,формирующих предыдущие категории в
конкретные сочетания,конфигурации (санскара,чэтана)
В буддийских текстах указывается на то,что Будда не раз
говорил,будто души нет.Она не существует как некая самостоя-
тельная духовная сущность,временно обитающая в материальном те-
ле человека и покидающая его после смерти,с тем чтобы по закону
переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.
- 7 -
Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального
"сознания",которое "несет в себе" весь духовный мир челове-
ка,трансформируется в процессе личных перерождений и должно
стремиться к успокоению в нирване.
В соответвии с учением о драхмах "поток сознательной жиз-
ни" индивидуума в конечном счете является порождением "мировой
души",непознаваемого сверхбытия.
По мере своего развития буддизм все дальше отходил от пер-
воначальных взглядов на душу,как на поток,как "непрерывность
постоянно меняющихся индивидуальностей.
_отношение к земной жизни
Первая из четырех "благородных истин" формулируется так: "В чем
состоит благородная истина о страдании?Рождение-страдание;расс-
тройство здоровья-страдание;смерть-страдание;скорбь,стена-
ния,горе,несчастье и отчаяние -страдание;союз с нелюбимым
-страдание;разлука с любимым-страдание;неполучение страстно же-
лаемого - страдание;короче говоря,пять категорий существования,
в которых проявляется привязанность (к земному) - страдание".
Немало страниц буддийской литературы посвящено бренности всего
земного.Отдельные элементы сознания сменяют друг друга с огром-
ной быстротой.Можно лишь проследить достаточно длинные "цепи
моментов", которые в своей совокупности и составляют "поток
сознательной жизни" каждого индивидуума.
Буддизм требует ухода от рассморения внешнего по отношению
к сознанию человека мира.Рассматривать его ,по мнению буддийс-
- 8 -
ких теологов,нет никакой необходимости,потому что сознание не
отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей
творческой активностью.Сам мир страданий, по учению буддиз-
ма,только иллюзия,порождение "неведения","заблудшего" сознания.
_путь к спасению
"Вторая благородная истина" гласит,что источником страда-
ний являютя "жажда удовольствий,жажда бытия,жажда могущества" .
"Что же является благородной истиной о прекращении страда-
ния?Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей,
их отбрасывание и отказ от них ,освобождение и отделение от
них."
В своем основном и главном значении палийское слово "ниб-
бана" или санкритское "нирвана" означает "затухание","угаса-
ние","успокоение".Другими словами,это конечная цель религиозно-
го спасения,то состояние "полного небытия",при котором
"перерождения-страдания" кончаются.
Весь дух буддизма заставляет сближать понятие нирваны с дости-
жением состояния полного небытия.
Некоторые исследователи с этим не согласны:"Что же угасло
и потухло в нирване? Угасла жажда жизни, страстное желание су-
ществования и наслаждения;угасли заблуждения и обольщения и их
ощушения и желания;потух мерцающий свет низменного я,преходящей
индивидуальности."
"Четвертая благородная истина"- практический путь,который
ведет к подавлению желаний.Этот путь именуется обычно "средин-
ным путем" или "благородным восьмеричным путем" спасения.
- 9 -
Это:
1.Правильные взгляды ,т.е. основанные на "благородных ис-
тинах".
2.Правильная решимость,т.е. готовность к подвигу во имя
истины.
3.Правильная речь,т.е. доброжелательная,искренняя,правди-
вая.
4.Правильное поведение ,т.е. непричинение зла.
5.Правильный образ жизни,т.е. мирный,честный,чистый.
6.Правильное усилие,т.е. самовоспитание и самообладание.
7.Правильное внимание,т.е. активная бдительность сознания.
8.Правильное сосредоточение,т.е.верные методы созерцания и
медитации.
III.МОРАЛЬ
В отличие от монахов,мирянам давался простой этический кодекс
Панча Шила (Пять заповедей),сводившийся к следующему:
1.Воздерживайся от убийства.
2.Воздерживайся от воровства.
3.Воздерживайся от блуда.
4.Воздерживайся от лжи.
5.Воздерживайся от возбуждающих напитков.
Помимо этих заповедей "упасаки" должны были блюсти верность
Будде,его учению и ордену.
- 10 -
IY.ЛИЧНОСТЬ ОСНОВАТЕЛЯ
" Его имя было Сиддхарта,а фамильное прозвище Гаутама.Он ро-
дился около 563 г. до Р.Х. близ Гималаев,на границе Непала.
Отец Сиддхарты Шуддходана был раджей полузависимого кня-
жества.Мать Сиддхарты умерла через несколько дней после его
рождения.Раджа ,безумно любивший ее, перенес все свое чувство
на сына.Его рано стал тревожить характер ребенка.Еще мальчиком
Сиддхарта любил предаваться смутным грезам и мечтам;отдыхая
в тени деревьев,он погружался в глубокие созерцания,переживая
моменты необыкновенных просветлений.
Шуддходана решил любым способом отвлечь сына от его мыслей
и настроений.Но возможно ли спрятать жизнь от юноши,который с
ранних лет задумывается над ее тайнами,можно ли скрыть от него
ту печальную истину,что все вокруг полно страдания?
Легенда рассказывает,что однажды царевич,гуляя со своим
возницей Чанной,неожиданно увидел дряхлого старика и ,поражен-
ный его видом,стал расспрашивать слугу о старости.Он был потря-
сен,узнав,что это общий удел всех людей.
Его охватило отвращение ко всему,ничто не могло возвратить
безмятежности детства.Мир,жизнь оказались неприемлимыми.Это бы-
ло восстание против самих основ мироздания ,мятеж надысторичес-
кого значения.
"И вот,- рассказывал Будда,- покинул я родной дом свой ра-
- 11 -
ди бесприютности и стал странником,взыскующим блага истинного
на несравненном пути высшего мира".
В то время ему шел тридцатый год.
Изучив филосовские системы и поняв,что они не могут разре-
шить мучившие его проблемы,Гаутама захотел обратиться к йогам -
практикам.
Затем,покинув своих наставников-йогов,Гаутама уединился в
джунглях для того,чтобы самому бесстрашно ртнуться по пути са-
моистязания.И вот в один прекрасный день ,когда после многоча-
совой неподвижности он пытался поднятся,ноги,к ужасу наблюдав-
ших эту сцену друзей,отказались его держать,и Гаутама замертво
свалился на землю.Все решили,что это конец,но подвижник был
просто в глубоком обмороке от истощения.
Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания.
Счастливый случай помог ему.Дочь одного пастуха,сжалившись
над аскетом,принесла ему рисовой похлебки.Гаутама принял ее по-
даяние и впервые за долгое время утолил свой голод.
Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу
реки,а когда солнце склонилось к западу,устроил себе ложе среди
корней огромного баньяна и остался там на ночь.
И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаута-
мы. Годы раздумий и мук,искания и самоотречения,весь его внут-
ренний опыт,чрезвычайно изощривший и утончивший душу,- все это
как бы собралось воедино и дало плод.Явилось долгожданное
"просветление".Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью уви-
дел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людь-
ми,между человечеством и незримым миром.Вся Вселенная как бы
|
|