Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Буддизм

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


вскоре после кончины "основа-теля ламаизма" в иерархии ламства появляется новое высшее звено. Леген-да приписывает Цзонкабе пророчество, сог ластно которому два его люби-мых ученика будут постоянно воплощаться в двух высших иерархов ламаи-стской церкви. Одно из этих воплощений получило титул далай-ламы, дру-гое - панчен римпонче, или панчен-ламы.

3ЛИТЕРАТУРА ЛАМАИЗМА

Учение о сущности бытия и о спасении, состоящем в преодолении стра-даний "эмпирического мира" и достижении нирваны, а также система культовых мероприятий, могущих якобы содействовать спасению, изло-жены в обширнейшей литературе ламаизма. Её можно разделить на кано-ническую и комментаторскую.

Собственно каноном для ламаистов является только Ганджур, работа над составлением которого была завершена в первой трети XIV в. Так как Ганджур и стоящий по своему значению для догматики и культа 2ламаизма 0почти на одном уровне с Ганджуром сборник древнейших комментариев и других текстов -Данджур- составляют основу всей идеоло-гии и культовой практики 2ламаизма 0.

Ганджур.

Ганджур означает по-тибетски "перевод предписаний", "перевод откро-вений" и рассматривается ламаистами как собрание наиболее авторитет-ных, приписываемых будде Шакьямуни текстов и изречений, имеющих безусловную каноническую силу. Ганджур - не только главный источник основных положений догматики, но и предмет культа (как, впрочем, и всякая религиозная книга для

ламаиста).

Издаётся Ганджур в 100, 102 томах и более (до 108), содержащих в об-щей сложности 1083 отдельных сочинения. Наиболее распространено членение всего сборника на семь основных разделов.

Первый раздел носит тибетское название Дул-ва (санскр. Виная), что означает "монашеская дисциплина" или "правила поведения монашеской общины", и содержит несколько сочинений. Сочинение "Основы дисцип-лины" излагает условия приёма в буддийскую монашескую общину, способы поддержания в ней диисциплины, правила поведения её членов по временам года, внутреннюю структуру общины, требования к носимой мо-нахами одежде, к оборудованию жилища, ложу для сна, порядку принятия пищи и т. д.

В сочинение "Толкование устава" включена знаменитая Пратимокшасутра с её 253 предписаниями для "полного монаха", соблюдение которых долж-но контролироваться на "исповедальных собраниях". Далее идут сочине-ния, более детально определяющие распорядок дня, правила проведения учебных занятий, упражнений в созерцании, особые требования к монахи-ням, предсмертные пред писания Шакьямуни своим ученикам, молитвен-ные тексты и благославения.

Следующий раздел Ганджура - Шэрчин - объёмом от 21 до 24 томов - посвящён праджа-парамите, т. е. "высшей ступени абсолютной (потусто-ронней) мудрости", или "высшей мудрости, переводящей на другой берег существования. Согластно религиозной традиции, эта "мудрость" исхо-дит от самого грядущего будды

Майтреи и была изложена Асангой. Учение о "конечном познании" пре-подносится в Шэрчине в шести различных по своей подробности вариан-тах. По своей сути - это изложение пути спасения в том виде, как он пре-подносится школой мадхьямиков.

Третий раздел - Палчен - пространно (в 6 томах и 24 главах) излагает одно из наиболее популярных сочинений махаяны - Махаваипулья-сутру ("сутра о великом собрании"). В форме повествования о восьми встречах Будды с различными божествами и святыми подробно описываются много-численные будды и бодхисаттвы, области их влияний, их особые качества, совершённые ими в различных перерождениях подвиги и дела, направлен-ные на спасение живых существ. Тут же приведены молитвы, адресованные этим божествам. В ходе последней встречи Будда якобы предсказал, что буддизм распространится впоследствии в "диком снежном царстве", и подчеркнул роль в этом событии бодхисаттвы Авалокитешвары, земным воплощением которого стали впоследствии Сронцзан-гамбо и все далай-ламы.

Вопросам религиозной морали посвящён четвёртый раздел сборника - Кон-цзег или Гонзаг (санскр. ратнакута - "гора драгоценностей"). Пять или шесть томов этого раздела содержат диалоги Будды с учениками и вы-скаэывания различных авторитетных для буддистов личностей по вопро-сам этики и метафизики. Тут же приводятся различные легенды и кратко излагаются важнейшие положения буддизма, раскрываются "истинная сущность" Будды и признаки достижения "высшей просветлённости".

Пятый раздел - До или До-дэ (санскр. сутра), т. е. "руководство", "по-учительные речи". Он охватывает 30 или 32 тома и частично совпадает по содержанию с Сутта-питакой палийского канона, включая, однако, и мно-гие весьма существенные сочинения махаяны, что делает этот раздел осо-бенно важным для понимания идеологии 2ламаизма 0. Содержание 270 произведений, входящих в До, весьма разнообразно. Многие сутры посвя-щены деяниям Будды в прежних перерождениях, легендарным рассказам о жизни различных лиц, изложению вопросов искусства, астрологии, меди-цины. Тут же приводятся ортодоксальные и еретические учения, законы нравственные и гражданские. Описываются шесть родов живых существ, места их обитания и причины их перерождений в этих местах и формах. Характеризуются места пребывания будд и бодхисаттв, их "образ жизни" и т. д. Многие сутры изложены в виде ответов Будды на вопросы различных лиц - это особенно широко принятый в буддизме приём освещения догма-тических проблем.

Название шестого раздела - Ньигдай -"освобождение от горестей" - со-ответствует санскритскому термину "нирвана". Здесь всего два тома, изла-гающие в махаянической редакции "Рассказ о великой кончине". В них подробно описываются обстоятельства смерти ("перехода в нирвану") Шакьямуни, его последние наставления, трагические переживания всех живых существ, вызванные "уходом учителя", поднесение ему жертв, чу-деса, сопровождавшие смерть, сожжение тела и делёж останков между различными ро до-племенными группами и захоронение реликвий в ступах в разных местах Индии.

Седьмой, последний раздел Ганджура называется Джюд (санскр. тантра - букв. "сплетение", "ткань"). Это 22 или 24 тома сочинений тан-тризма, который таким образом вводится в состав канонической литера-туры 2ламаизма 0. В этих сочинениях описываются мужские и женские божества, даются наставления по принесению жертв богам, приводятся тексты молитв, гимнов, раскрываются магические приёмы воздействия на сферу сверхъестественного.

3Данджур 0.

Вторым важнейшим сборником ламаистской литературы является Данджур - "перевод учений" или "перевод толкований". Он содержит ос-новные положения буддизма вплоть до X в. н. э. Данджур ставится его почитателями очень высоко, но не все его разделы рассматриваются ла-мами как непреложное руководство. Основную массу входящих в Данджур произведений составляют, как и в Ганджуре, переводы с санскрита, до-полненные переводами с китайского и некоторых других языков. Лишь не-многие сочинения, вошедшие в Данджур, могут считаться оригинальными тибетскими.

Данджур делится на две большие части: Джюд (тантра) и До

(сутры).

Джюд вмещает в своих 88 томах 2640 трактатов, заклинаний, магиче-ских призывов и восклицаний, "лечебных" формул, молитв и т. д., распо-ложенных вперемежку. Здесь представлены все существующие 24 тан-трийские системы, объединяемые "четырьмя от делами тантр".

В части До - 137 томов. Она составлена, как правило, не изсамих сутр, а из комментариев к некоторым сутрам, вошедшим в Ганджур, и из ориги-нальных сочинений крупнейших буддийских авторов I тыс. н. э. Здесь представлены важнейшие сочинения "шести украшений Индии" - Нагард-жуны, Арьядевы, Асанги, Васубандху, Дигнаги и Дхармакирти - и разъяс-нения к этим сочинениям, сделанные другими авторами. Есть сочинения (авторство их приписывают бодхисаттве Майтрее), излагающие важнейшие положения махаянического буддизма, а рядом с ними помещены трактаты с каноническими требованиями к художникам, пишущим иконы и карти-ны религиозного содержания, а также заклинания от болезней, от укуса змей и даже целые сочинения по тибетской медицине.

Входят в часть До и художественные произведения, например тибет-ский перевод эпической поэмы о жизни Будды, написанный индийским поэтом, драматургом и философом буддистом Ашвагхошей (I-II вв. н. э.) и т. д.

3О "ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ" ЛАМАИЗМА

С некоторой долей условности всё учение 2ламаизма 0можно разде-лить на две части: "теоретические основы" необходимости религиозного спасения и "практические пути" религиозного спасения."Теоретическая основа" необходимости религиозного спасения в 2ламаизме 0занимает со-лидное место, так как 2ламаизм 0начал формироваться в условиях цен-ральноазиатского феодализма тогда, когда в Индии, Китае и Непале буд-дизм в борьбе с другими религиями достиг наивысшего уровня своего тео-ретического развития.

2Ламаизм 0полностью разделяет свойственное всем формам буддизма отождествление бытия и страдания и покоящийся на этом отождествлении тезис о необходимости "преодоления бытия" для достижения спасения. В канонической литературе 2ламаизма 0мы находим все основные приписы-ваемые Шакьямуни проповеди, в которых утверждаются бренность лю-бых форм бытия и всеобщность страдания, устанавливается связь стара-дания с поведением чело века в прежних перерождениях ("учение о всеоб-щей причинной зависимости") и указывается путь к преодолению страда-ний в подавлении жажды бытия, жажды жизни.

Но, будучи порождением центральноазиатского

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»