Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Буддизм

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


центральноазиатского феодализма, ламаизм 0придаёт этим основополагающим принципам буддизма своеобразную форму. Для него характерно стремление сочетать наиболее абстрактные умозрительные построения субъективно-идеалистического характера с до-ведёнными до предельной конкретности представлениями о сверхъесте-ственной сущности воспринимаемого нами мира и с разработанной до мельчайших подробностей системой магико-практического на этот мир "воздействия".

3"Психология" и "онтология". Учение о дхармах.

Буддизм разделяет общую для всех религий классового общества ис-ходную позицию - резкое противопоставление чувственного, эмпирическо-го мира, мира вещей и явлений, мира непрерывных изменений, становле-ний и разрушений некоему принципиально противоположному ему миру - миру "истинного", "высшего" бытия, миру абсолютного и нерушимого по-коя. Остро критическое отношение к эмпирическому миру и "творящему" его сознанию, естественно, приводит к вере в неизбежность существования сферы или мира внеэмпирического, абсолютного и в возможность пере-хода индивида, страдающего в эмпирическом мире, в тот иной, внеэмпи-рический мир. Спасение из мира эмпирического в небытие, в особый вне-эмпирический мир абсолютного покоя - концепция чисто религиозная. Она присуща всем направлениям и формам буддизма потому, что все они кла-дут в основу догматики "четыре благо родные истины", изложенные уже в первой - "бенаресской" - проповеди легендарного "основателя буддизма". В ней было провозглашено тождество 1 0эмпирического бытия и страдания ("истина первая"); установлена конкретная причина бескононечных повто-рений этого бытия-страдания: привязанность к жизни во всех её проявлени-ях ("истина вторая"); открыта перспектива преодоления страдания-бытия путём подавления жажды жизни, т. е. путём соответствующей пере-стройки сознания ("истина третья"); указан

конкретный способ - "восьмичленный благородный путь" преодоления жажды жизни и выхода из "круговорота бытия-страдания", путь также целиком лежащий в сфере сознания ("истина четвёртая").

По мере развития буддизма в самой Индии и за её пределами эти важ-нейшие, основополагающие догматы получали конкретизацию, развитие и дальнейшую разработку.

Исходным в анализе сознания является верное наблюдение над его ха-рактером: оно не есть нечто неподвижное и застывшее, это - непрерывный поток мгновенно сменяющих друг друга впечатлений, чувств, мыслей, на-строений. "Текучесть" сознания не только абсолютизируется буддизмом, но и объясняется так называемой теорией мгновенности. При дальнейшей разработке этой теории схоластическая мысль, скованная идеей "выхода" из этой текучести, разрабатывает теорию дхарм - "истинных носителей" нашего сознания.

Слово "дхарма", употребляемое в схоластических трактатах, следует понимать в качестве мельчайшей неделимой частицы индивидуального соз-нания. В своей совокупности, вспыхивая на кратчайшее мгновение и тут же сменяясь новыми, дхармы индивидуума "творят" всё, что протекает в его сознании,- воспринимаемый им мир, все формы самого психического про-цесса - представления, идеи, эмоции.

3Неизбежность смерти.

Причин смерти бесконечно много, а средств, поддерживающих жизнь, очень мало. Тело наше подобно водяному пузырю - доста точно пустяка, чтобы его разрушить. Сама возможность проснуться утром должна рассматриваться как чудо. Поэтому не откладывать ни на один час всё то, что необходимо совершить, дабы обеспечить себе лучшее перерождение, приблизиться к спасению. Тот, кто убедил себя, что смерть может настичь его в любой момент, может быть сегодня, не будет отдаваться друж-бе,заботиться о приобретении имущества, он обратится к ламе за помо-щью, чтобы отвратиться от греховных поступков. А обманчивая надежда на длительность жизни на Земле влечёт к земным наслаждениям, вызыва-ет страсть к накоплению имущества, к почестям, что в свою очередь по-рождает гнев, гордость, зависть и т. д., т. е. неизбежно ведёт к новым стра-даниям в новых пере рождениях.

3Формы перерождений.

В нашем мире всё в движении, в непрерывной смене форм и есть только одно, что сопутствует неизбежно всем этим формам,- волнения, страдания, мучения.

По учению 2ламаизма 0существуют шесть возможных форм перерож-дений живых существ. Они составляют две группы - "благоприятных, или блаженных, перерождений" и "несчастной, или дурной, участи".

К первой группе относятся люди, ассурии (духи) и тенгрии (боги-небожители).

Ко второй - существа, переродившиеся для мучений в аду, преты или бириты (человекоподобные с огромными животами, постоянно стра-дающие от голода и жажды) и животные. Иной участи, пока не оста-новлено круговращения бытия, уживых существ нет.

Подобно христианству, ра 1с 0ценивающему страдания как средст-во спасения, объявляя их "испытанием, которое господь в своей бесконеч-ной мудрости ниспосылает людям во искупление их грехов", 2ламаизм 0рассматриавает страдания человека как неоценимый положительный фактор спасения: они уничтожают высокомерие, помогают избегать поро-ков и толкают к добродетели. Но этого мало. Они - тот чувственно пере-живаемый базис, на основе которого становится особенно плодотворным постоянное сосредоточение мысли человека на ужасах страданий в случае перерождения в сфере "дурной участи".

Самым благоприятным для достижения спасения является перерожде-ние в "стране людей". Хотя и людям свойсивенно страдание, составляющее сущность их "чувственного бытия", всё же рождение человеком даёт наи-большие "гарантии" возможности вырваться из "колеса перерождений". При этом особенно благоприятно возрождение в местах распространения буддизма.

3"Десять чёрных грехов".

Непреложный закон кармы, возлагающий всю ответственность за ис-пытываемые страдания на самого человека, конкретизируются в 2ламаизме 0поистине скурпулёзно составленным перечнем греховных деяний и пола-гающихся за них наказаний в данной и последующих жизнях.

Среди всех греховных деяний выделено десять наиболее тяжёлых. Они названы "чёрными грехами". К чёрным грехам тела относятся убийство, кража и "неправильное" совокупление. К грехам речи - ложь, сплетня или клевета (сеяние вражды между живыми существами), злословие, пусто-словие. К грехам мысли от несены жадность (зависть), злоба, ложные воз-зрения.

При анализе каждого греховного действия выделяются его "объект", "моменты воли" (внутренние мотивы совершения преступления), "дей-ствие" и его "результат". Так, например, если анализируя убийство, то "объектом" его будет "существо, обладающее жизнью". "Моменты воли" распадаются на такие элементы, как "представление" - паличие сознания того, что перед тобой живое существо и ты хочешь его убить, "намерение" - самый позыв к убийству как результат одного из трёх "природных зол" - страсти, гнева или невежества. "Исполнение" - само действие, приводя-щее к лишению жизни. "Результат" - смерть.

Так же подробно разбираются "объекты", внутренние мотовы, способы совершения и результаты при рассмотрении остальных чёрных грехов. Наряду с обсуждением половых извращений и нарушения супружеской верности особенно тяжким "неправильным совокуплением" считается со-вершение полового акта вблизи ламы, священных сооружений и изобра-жений божеств.

В понятие "ложного воззрения" входит в первую очередь отрицание важнейших догматов буддизма, касающихся сущности бытия и пути спасе-ния.

Все грехи питаются "тремя ядами" - злобой, страстью и невежеством. Убийство, злословие и злоба "доводятся до конца" гневом; кража, гре-ховное совокупление и жадность - страстью; ложь, клевета, пустословия и неправильные воззрения - невежеством.

2" 3Десять белых добродетелей 2".

Содействуют спасению добродетели. Главных из них тоже десять, и они называются "белыми добродетелями".Они делятся на три группы - добродетели тела, речи и мысли. По существу своему - это действия, поступки и мысли, прямо противоположные грехам или мешающие осуще-ствлению греховных деяний. Так, к добродетелям относятся препятствие к совершению убийства, кражи, неправильного совокупления. Это так же правдивость, умиротворение, речь, доброжелательная и пра вильная по своему существу. Это отсутствие жадности и зависти, злобы и неправиль-ных воззрений.

Все добродетели имеют также свои объекты, "моменты воли", ход ис-полнения и результат. Так же, как и в грехах, особое значение придаётся "моментам воли", т. е. сознанию, проявлению "свободы воли" в соответст-вии с внутренним импульсом. Воснове их лежат отказ от злобы, страсти и невежества, внутренняя духовная просветлённость, которую дают лишь "великие законы" Будды.

3Учение о рае.

Тенденция к конкретизации общих положений буддизма, свойст-венная 2ламаизму 0, привела, в частности, к разработке учения о рае, от-теснившем в какой-то степени в сознании верующего туманную нирвану на второе место.

Учение о рае в 2ламаизме 0развивалось в тесной связи с развитием представления о будде Амитабе (Амида, Абида). Именно он уничтожил важнейшую причину страданий - сладострастие.

Рай в 2ламаизме 0представлен как земля, где почва очень плодородна, пыль там не пылит, большая часть земли ровная поверхность, предметов нерпиятных на вид вовсе нет. Там всё прекрасно, и куда ни посмотри, ни-чего не найдёшь нехорошего, что не было бы приятно для глаза. А в ценре всего этого благоуха ния восседает на троне будда Амитаба.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»