Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Буддизм и его распространение в мире

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Канишки в I в. н. э., канонизировали санскритскую версию - “Трипитаку”. А приверженцы тхеравады полагают, что Четвёртый собор состоялся в 29 г. до н. э. на острове Шри-Ланка, и там была записана “Трипитака” на языке пали.

Наряду с философией развиваются буддийские ритуалы и искусство. Богатые покровите-ли финансируют строительство ступ. Вокруг этих мемориальных сооружений, где содержат-ся остатки Будды и другие буддийские реликвии, складывается особый культ, к ним совер-шаются паломничества.

После смерти царя Ашоки и воцарения династии Шунгов, покровительствующей брах-манизму, центр перемещается на Шри- Ланку. В течение трёх последующих веков буддизм превращается во влиятельную религиозную силу на всей территории Индии, а во времена династии Сатаваханов распространяется в Ценральной Азии. В эпоху правления второго по-сле Ашоки знаменитого покровителя буддизма Канишки(I-II вв. н. э.) влияние этой религии простирается от северных границ Индии до Центральной Азии (Кушанская империя). Тогда же с основами учения знакомятся в торговых центрах Северного Китая. Через южный мор-ской путь буддизм проникает в Южный Китай.

С начала новой эры буддизм приобретает черты религии цивилизации. Он объединяет в единое пространство разные народы и территории, образуя сложные сочетания местных традиций с учением Будды. По всему этому пространству буддийские проповедники разно-сят тексты Учения.

МАХАЯНА

В начале новой эры появился цикл текстов, названный “Праджняпарамита”. Это назва-ние происходит от санскритских слов “праджня” (“высшая мудрость”) и “парамита” (“пере-права”, “средство к спасению”). Намного позднее основной среди этих текстов стала “Вад-жраччхедика Праджняпарамита сутра”, или “Сутра о совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества как удар молнии”, созданная в I в.

С появлением “Праджняпарамиты” сложилось новое направление в буддизме, получив-шее название махаяна, или “широкая колесница”. Её последователи назвали себя так в про-тивоположность восемнадцати школам буддизма, учение которых махаянисты пренебрежи-тельно именуют хинаяной (буквально “узкая колесница”).

Махаяна берет начало из традиций хинаянской школы махасангхика. Сторонники этой школы выступали за “большую общину”, т.е. за свободный доступ в сангху мирян и смягче-нию суровой дисциплины и аскетизма, отпугивающих от нее простых людей, не способных на столь героические усилия. Важно подчеркнуть, что приверженцы более раннего направ-ления никогда не признавали наименования “хинаяна”, которое воспринималось ими как обидное и оценочное, и называли себя по именам своих школ.

Основное расхождение хинаяны и махаяны заключается в трактовке методов освобожде-ния. Если с точки зрения хинаяны освобождение (нирвана) доступно лишь членам буддий-ской общины, т.е. монахам, и достижимо только их собственными усилиями, то махаяна ут-верждает, что спасение возможно для всех, и обещает человеку помощь будд и бодхисаттв. Взамен хинаянского идеала архата (достигшего Просветления) махаяна создает идеал бод-хисаттвы (буквально - тот, чья сущность Просветление” ). Если архат достиг личного осво-бождения, не помышляя о судьбе других, то бодхисаттва заботится о спасении всех существ. Возникает идея “передачи заслуг” - героические деяния бодхисаттв образуют запас религи-озных заслуг, который может передаваться верующим. Облегчая страдания других, бодхи-саттва как бы принимает на себя их дурную карму. Им движет сострадание и любовь ко все-му живущему. Это идеал деятельного служения, а не созерцательного сочувствия. Именно спасение всех существ, как считают махаянисты, и было главным аспектом учения Будды, а сторонники хинаяны неоправданно забыли о нем. Сострадание приравнивается к высшей мудрости и становится одним из важнейших духовных достоинств буддиста..

Если хинаяна представляет собой суровую и холодную монашескую религию, рассчитан-ную на неустанную работу над собой и полное одиночество на пути к высшей цели, то ма-хаяна учитывает интересы мирян, обещая им поддержку и любовь, и проявляет гораздо больше снисходительности к человеческим слабостям.

Хотя нирвана остаётся конечной целью буддийского пути и в махаяне, её достижение считается слишком трудным и отдалённым во времени. Поэтому появляется промежуточ-ный этап в виде небес или обителей будд и бодхисаттв. Простые люди могут попасть туда благодаря преданности избранному будде или бодхисаттве. В махаяне складывается свой пантеон, но не богов, творящих мир и управляющих стихиями, а существ, главная цель ко-торых - неустанно помогать человеку. В махаяне сильнее, чем в любом другом направлении буддизма, заметна разница между “популярной традицией” - религией для масс с пантеоном, культом, легендами и преданиями - и “элитарной традицией” - философским учением и ме-дитацией для более “продвинутых” приверженцев.

В махаяне меняется отношение буддистов к основателю своей религии - Будде Шакьяму-не. Он уже не просто Учитель и проповедник, достигший Просветления своими силами, а могущественный маг и сверхъестественное существо, которому можно поклоняться как бо-жеству. Возникает важная религиозная доктрина трёх тел Будды (трикая) - это физическое тело, тело блаженства, или энергетическое тело, и абсолютное тело дхармы, символизи-рующее истинную и вечную природу Будды - пустоту.

В махаяне исторический Будда Шакьямуни вообще отступает на второй план. Её при-верженцы больше поклоняются другим буддам, которые проживают в иных мирах, как, на-пример, будущий будда Майтрейя. Он обитает на небесах Тушита и ждёт часа своего прихо-да на землю. Махаяна утверждает, что это произойдёт, когда возраст человечества достигнет 840 тыс. лет и миром будет править чакравартин - справедливый буддийский государь. По-читаются также будды Амитабха и Акшобхья, встречающие праведников на своих “чистых землях”, куда те могут попасть, практикуя особые формы медитации.

Философия махаяны, связанная с именами Нагарджуны, Чандракирти, Шантаракшиты и других, продолжает развивать буддийские учения о нирване и сансаре. Если в хинаяне глав-ным является противопоставление нирваны и сансары, то в махаяне между ними не делается особенного различия. Поскольку каждое существо способно к духовному совершенствова-нию, значит, в каждом есть “природа будды”, и её необходимо обнаружить. Но обнаружить природу будды - это значит достичь нирваны; следовательно, нирвана содержится в сансаре, так же как природа будды - в живых существах.

Махаянские философы подчёркивают, что все понятия относительны, включая саму от-носительность; поэтому на высших ступенях медитации следует постигать мир чисто интуи-тивно, но не прибегая к словам и понятиям. Символом срединного пути становится шуньята (“пустота”) - истинная сущность этого мира. С помощью данного символа философы махая-ны как бы снимают проблему бытия - не-бытия, субъекта - объекта, существования - не су-ществования, а отсутствие проблемы и есть достижение цели - нирваны.

ОТ РАСЦВЕТА ДО УПАДКА

Со II по IX в. буддизм переживал небывалый подъём. Он распространился на Шри-Ланке, его влияние постепенно утвердилось в Юго-Восточной и Южной Азии, Китае, отку-да он проник в Японию, Корею, Тибет. Это время расцвета буддийских монастырей, кото-рые стали центром просвещения, учёности и искусства.

В монастырях изучались древние рукописи, создавались комментарии к ним и новые тек-сты. Некоторые монастыри стали своего рода университетами, куда съезжались на учёбу буддисты разных направлений со всей Азии. Они вели бесконечные дискуссии, но вполне мирно уживались друг с другом, участвуя в общей религиозной практике. Монастыри явля-лись оплотом буддийского влияния в Азии.

Благосостояние же самих монастырей зависело от поддержки могущественных царей и влиятельных сановников, которым была близка буддийская идея веротерпимости. В Южной Индии поддержку буддизму оказывала династия Сатаваханов (II-III в.). Но и в Центральной Индии при династии Гуптов (IV-VI вв.), несмотря на то что большинство гуптских царей симпатизировало индуизму, буддийские монастыри продолжали свою деятельность. Царь Кармагупта (415-455 гг.) открыл самый знаменитый монастырь-университет Наланда в Се-верном Бихаре. Буддистом был ,по преданию, и Харшавадхана (VIIв.), создатель последней крупной империи, объединившей большую часть Индии. Он расширил и укрепил Ниланду. Именно в это время (в VI-VII вв.) под управление монастырей начали переходить земли и поселения, которые снабжали их всем необходимым.

С VIII в. на большей части территории Индии буддизм начал приходить в упадок, его влияние сохранялось лишь на севере и востоке. С середины VII в. в Бихаре и Бенгалии к власти пришла династия Палов, представители которой были буддистами. Они основали не-сколько крупных монастырей, с помощью которых индийские буддисты утвердили свое влияние в Тибете в острой борьбе с китайскими буддийскими миссионерами.

ВАДЖРАЯНА

С VI по IX в. в Индии утвердилось новое направление, имевшее несколько названий: ваджраяна (“алмазная колесница”), буддийский тантаризм, эзотерический буддизм, тибет-ский буддизм и др. Это нкаправление еще больше связывало буддизм с возможностями кон-кретной личности. Постепенному обучению и накоплению заслуг, характерному для махая-ны, противопоставлялась мгновенная, подобная молнии реализация природы будды. Вард-жаяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения, который проходил под стро-гим контролем опытного наставника. Поскольку имеет место передача знаний “от посвя-щенного к посвящаемому”, варджаяну называют также эзотерическим буддизмом, а евро-пейцы , еще в XIX в. обратившие внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибетских буддистов, стали именовать эту религию ламаизмом.

Ваджра (“молния”, “алмаз”) является символом твердости, несокрушимости

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»