Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Буддизм. История развития

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


государств Индостана. Слава его распространялась по всей Индии и встречи с ним искали не только монахи, но и цари, принцы, царские сановники и богатые купцы.

Результатом этих бесед обычно было приглашение Будды со всеми учениками на обед. После обеда, во время которого прислуживает сам хозяин со своим семейством, Будда произносит какое-нибудь поучение

Когда таких приглашений не было, Будда по древнему монашес-кому обычаю отправлялся в соседнюю деревню за милостыней. Он делал это вместе с учениками после обычной утренней беседы с ни-ми и духовных упражнений. После обеда наступало время отдыха и сна, пока не спадал жар и не наступал вечер, когда после “свя-щенного молчания”, опять начинались шумные посещения друзей и поклонников.

8. Община

Надо полагать, что община учеников Будды еще при жизни учи-теля была тесно сплоченным орденом, имевшим свои правила и ор-ганизацию.

Дело в том, что техника монашеского общежития была выработа-на в Индии задолго до Будды, и по внешнему своему виду Будда со своими учениками мало отличался от многочисленных монашеских общин тогдашней Индии.

Внешними признаками учеников Будды было желтое платье и бритая голова; ученики отрекались от семейных связей, от собст-венности и соблюдали строгое целомудрие.

В общине не было различий каст и монашеское платье сглажива-ло различия между рабом и господином, отверженными Судрой и Брахманом.

Господствующее настроение общины первых лет было состояние спокойной уравновешенности, переходящей в тихую, сосредото-ченную радость.

Состояния экстатической восхищенности были единичными слу-чаями и общей жизни буддийских монахов не характеризовали. Все они отличались полной чистотой, душевным миром и преданнос-тью Будде.

Мы напрасно стали бы искать в буддийских источниках характе-ристику того или иного ученика: все они на одно лицо, все говорят одним языком, отличаются одними добродетелями и занимаются одинаковой деятельностью. История, правда, называет имена более близких учеников Будды, но это не делает их личностями: они оста-ются типами буддийских святых, убивших все свои индивидуаль-ные свойства за одно со всеми страстями, желаниями, симпатиями.

Рядом с монахами, вступившими в общину и давшими обеты, сто-яли светские люди, принимавшие его учение, но оставшиеся в миру не порвавшие с семьей, собственностью. Они служили общине по мере своих сил своими дарами. Среди таких верующих мирян были цари, князья, брахманы.

Кроме мужчин, в орден принимались и женщины. Каково же бы-ло их положение среди монашествующих?

Вот несколько буддийских текстов, рисующих отношение Будды к женщине:

- Как нам, Господи, - спрашивает ближайший ученик Будды Ананда, - вести себя с женщинами?

- Избегайте ее вида, Ананда, - отвечал Будда.

- Но если мы ее увидим, что нам делать?

- Не разговаривайте с ней

- Но если мы уже заговорили с ней?

- Тогда будьте осторожны

И все-таки Будда должен был уступить настояниям женщин и при-нять их в общину, но положение их всегда было унизительно-под-чиненное; их только терпели, несмотря на их чрезвычайную пре-данность общине и неустанную работу на пользу братии. Вот просьба одной из его страстных последовательниц, некой Висакхи:

- Я желала бы, Господи, всю свою жизнь давать общине дождевые платья, давать пищу чужим проезжающим монахам, кормить стран-ствующих монахов, кормить больных братьев, ухаживать за боль-ными, давать им лекарства, раздавать ежедневно рис и подарить общине монахинь купальные костюмы.

Будда, который сначала заявляет Висакхи, сто “совершенные слишком возвышены, чтобы соглашаться на всякое желание”, дает свое разрешение на эту благотворительную деятельность.

9. Отшествие Будды в Нирвану

Сорок четыре года проповедовал Будда свое учение и постепенно приблизился к пределу своей жизни. Ему было 80 лет, когда он сильно заболел и был близок к смерти, но одна мысль привязывала его к этому миру: “не годится мне войти в Нирвану, прежде чем я не поговорю с теми, которые заботились обо мне, с общиной моих учеников. Преодолею эту болезнь силой своей и удержу свою жизнь”.

И Возвышенный преодолел свою болезнь. Он встал со своего ло-жа и сел в тени дома, чтобы изложить ученикам последнюю свою волю:

“Будьте своими собственными светочами, - говорил он своим соб-ственным прибежищем. Другого не ищите. Изучайте познание, пре-обретенное мною и возвращенное вам, живите согласно с ним так, чтобы ваша святая жизнь долго длилась на радость людям. Истин-но говорю вам, все земное подвержено гибели. Молитесь непрес-танно. Через три месяца войдет Совершенный в Нирвану”.

После нескольких бесед, когда учитель передал своим ученикам все, что имел он угасил в себе волю, поддерживающую в нем жизнь и стал ждать смерти.

После месяца странствий он пришел с учениками в Кузинару. Там в лесу, ученики уложили своего утомленного и больного учителя на замлю, головой к северу. Время цветения деревьев еще не наступи-ло, но два дерева, под которыми лежал учитель, были сверху до низу покрыты цветами, которые целым дождем падали на отходя-щего; и птицы громко пели в воздухе.

- Видишь, Ананда, - сказал Совершенный, - еще не настало время цветения, а цветы падают на тело Совершенного и небесные муд-рецы поют в воздухе, чтобы почтить Совершенного.

Но совершенному нужна иная слава

Ученики и ученицы, которые живут по правде и закону – вот истинная слава Совершенного.

Любимый ученик Ананда отошел в сторону и горько плакал об умирающем учителе, но Совершенный велел подозвать его к себе и уьешал его словами, полными глубокого, скрытого отчаяния и тра-гизма:

“Не надо так, Ананда, не жалуйся и не печалься. Разве я не гово-рил тебе раньше об этом? Это неизбежно – расставаться со всеми, что дорого, со всеми кого любишь. Все, что рождено, что создано, что сделано – обречено на смерть. Но ты долго чтил Совершенного мыслями, словами, делом своим, из любви, по доброте, с радостью, без лжи. Ты хорошо делал Ананда. Стремись, и ты тоже скоро очи-стишся”.

Последними его словами, с которыми он обратился к ученикам, были:

“Истинно говорю вам, ученики мои, все созданное – скоропрехо-дяще. Боритесь непрестанно”.

И поднялся дух его от одного экстаза к другому по всем степеням восхищения и вошел в Нирвану.

На восходе солнца благородные жители Кузинары сожгли, перед городскими воротами тело Будды со всеми почестями, какие оказы-вались усопшим царям.

10. Учение Будды

Проповедь Будды, по выражению Мензиса – “не теория, а путь спасения”. Поэтому мы напрасно стали бы искать в священных книгах буддистов систематической космологии, теологии или пси-хологии. Сам Будда формулировал свое учение в четырех словах: страдания, цепь причинностей, уничтожение страдания и путь к нему.

И все-таки, хотя в буддизме нет систематического учения о мире богах и человеческой душе, все же Будда не мог обойтись без того чтобы свои практические рассуждения не строить на скрыто предполагаемой метафизике.

Проповедуя отречение от мира, он должен был говорить, что та-кое мир, проповедуя об освобождении от влечений, он неизбежно учил о человеческой душе и т.д. Поэтому изложению “пути спасе-ния” мы предпочитаем краткую характеристику того мировоззре-ния, которое предполагается буддийской проповедью.

Буддийская философия, отличается сильным субъективным ха-рактером, больше всего занимается человеком. Но что такое чело-век? Он есть не более, чем связка, агрегат психических состояний. Как повозка есть только агрегат колес, гвоздей, досок, и не имеет ничего одинакового, кроме пустого слова “повозка”, так и человек составляет сумму своих свойств и состояний и ничего больше. Лич-ность есть нечто призрачное и уничтожаемое. Не умирают только те душевные состояния, которыми мы жили. Они идут за нами из одной жизни в другую, они не дают человеку уйти из жизни и от цепи возрождения.

Теорию переселения Будда везде предполагает разумеющейся са-ма собой.

В буддийских памятниках иногда упоминаются боги, но они не играют никакой роли в учении Будды. Он нигде не отрицает их, но и нигде не ставит людей в связь с ними.

В буддийской религии есть одно божество – сам Будда. Из любви к людям, он согласился воплотиться и войти в цепь человеческих страданий, чтобы проповедовать людям избавление. Но вместе с тем, он не является источником божественных сил, благодати в прямом смысле слова; людей спасает, по буддийскому воззрению, не личность Будды, не его сверхъестественная сила, а то познание, которое открывается в его учении.

В своем предсмертном слове Будда так и говорил о тождестве се-бя с законом, им провозвещенным. Перейдем теперь к этому зако-ну.

11. Истина о четырех отделах

План буддийского катехизиса установлен самим учителем. Он состоит из четырех отделов: учение о страдании, учение о проис-хождении страдания, учение об уничтожении страдания, практи-ческий путь к уничтожению страдания. Это – основа всего закона, символ веры буддистов.

-Как вы думаете,- спросил Будда своих учеников, что больше, вода четырех морей или проливаемые вами слезы, когда вы стран-ствуете по этому миру, и грустите и плачете о том , что вам дается то , что вы ищете?

Страданием проникнуто все существующее и это страдание неизменно связано с самим фактом существования, потому что ни один блаженный , ни брахман, ни боги не могут сделать так, чтобы не старилось то, что подлежит старости

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»