Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Принципы герменевтики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

Введение... .....................................................................................…3

1. Понятие герменевтики..........................................................…...3

2. Основные системы миддот................................…......................4

2.1. Семь правил Гилеля.............................................................4

2.2. Тринадцать правил Рабби Ишмаэля...................................5

2.3. Тридцать два правила Рабби Элиэзера. …..........….….......7

3. Шестьсот тринадцать правил Мальбима........ ........…...............9

Заключение..............................................................….......................9

Литература................................................................ .......................10

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих веков предпринимались многочисленные попытки интерпретации библейских текстов. Необходимость толкования библейского текста вызвана следующими причинами:

1) неясность древнего текста, зависящая от содержащихся в законе архаических, вышедших из употребления слов, или же от того, что употребляемое законом выражение грамматически одинаково допускает два разных толкования;

2) конкретность в изложении закона (сомнения в понимании закона возникают иногда оттого, что законодатель при изложении закона, вместо общего принципа, выставляет отдельные, конкретные объекты закона);

3) неопределенность закона (иногда сомнения возникают вследствие употребления законодателем общих, недостаточно определенных выражений);

4) неопределенность количественных отношений в законе, 

5) противоречия между различными текстами закона;

6) интерпретационные ограды вокруг закона (одним из важных ранних мотивов к толкованию текста в известном направлении является стремление законоучителей оградить и предохранить Моисеев закон от внедрения в него чуждых ему языческих элементов);

7) изменение жизненных условий (главным мотивом, побудившим законоучителей к толкованию текста, притом довольно часто в противоречии с прямым, буквальным его смыслом - были изменения в культурном строе народной жизни, а также перемены, происшедшие в этических воззрениях народа на личность человека).

1. ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ

Герменевтика (от греч. hermeneutikos разъясняющий, истолковывающий) - искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях конца XIX - начала ХХ вв. учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).

В раввинистической традиции герменевтика - толкование текстов Библии, главным образом Пятикнижия, направленное на раскрытие смысла библейского предписания или взаимосвязи разных частей библейского текста и позволяющее выявить не выраженное в нем прямо или недостаточно уточненное заключение. Герменевтика служит чаще всего для решения галахических вопросов, на которые библейский текст не дает прямого ответа, и в меньшей мере - для извлечения этических предписаний, гомилетических построений и аггадических интерпретаций Библии.

2. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ МИДДОТ

2.1. Семь правил Гилеля

Существуют три основные системы миддот, различающихся как по назначению, так и по числу способов толкования. В системе, которую установил Гилель, семь миддот. Рабби Ишмаэль бен Элиша в первой половине II в. н.э. развил их и расширил до тринадцати, а р. Элиэзр бен Иосе ха-Глили (II в. н.э.) установил 32 правила. Первые две системы служили преимущественно для галахического, а третья - большей частью для аггадического и гомилетического толкования Библии. Все три системы изложены в особых барайтах и детально разъяснены в сочинениях Сифра и Тосефта, хотя некоторые из включенных в эти системы правил обнаруживаются и в более раннем трактате Талмуда Авот де-рабби Натан.

Гилель - величайший законоучитель своего времени, ученый, родившийся в Вавилонии и живший в Эрец-Исраэль на рубеже н.э. Он связал накопившиеся устные предания с письменными библейскими законами. Он также устанавливал новые законы, выводя их из мыслей и выражений Библии. Но особенно прославился Гилель как создатель нравственного учения. Семь правил Гилеля можно сформулировать следующим образом:

• принцип аналогии;

• принцип логической индукции;

• принцип тождественности выражения;

• умозаключение из двух текстов, противоречащих друг другу;

• принцип построения основной посылки;

• принцип общего и частного;

• принцип вывода из контекста.

2.2. Тринадцать правил Рабби Ишмаэля

1. «(каль ва-хомер) От более легкого к более строгому. Это правило входит во все системы миддот. Оно вводит один из основных принципов, на котором строятся многие другие правила комментирования» /3/. Правило  не что иное, как простая логическая посылка: если в относительно простой и малозначащей ситуации предписано следовать определенным правилам, то эти же правила остаются в силе в случае более сложной ситуации и наоборот. Из-за частого использования это правило получило условное сокращенное название (дин).

2.  (гзера шава) Обобщение на основании ассоциативного признака. Одно из основных правил толкования Торы, так же как и первое входящее во все системы миддот.  позволяет делать конкретные выводы из того факта, что в Торе в различных контекстах появляется одно и то же слово. Для этого принципа в Гемаре вводится условие: «Никто не имеет права пользоваться этим правилом, если ему не были переданы все детали данного случая  от учителя». «Таким образом, это - не аналитический метод, а целый ряд аксиоматических утверждений о наличии связи между разными законами» /3/.

3.  (биньян ав) Вывод общего правила на основе примера. Это правило применяется для извлечения логического или формально-текстуального вывода из предписания, содержащегося в одном стихе (ми-катув эхад) или в двух разных стихах (ми-шней хтувим). В некоторых случаях обнаруживается явное сходство со вторым принципом. В параллельных местах в Талмуде этот же вывод называется .

4.  (клаль у-фрат) Общее и частное. Это правило формулируется следующим образом: «Если вслед за общим положением следует более частное, то из общего положения берется только то, что соответствует частному» /3/.

5. (прат у-хлаль) Частное и общее. Расширительное толкование, применяемое в случаях, когда за конкретными примерами следует обобщающий закон. Сформулированный в таком виде закон применим не только к упомянутым конкретным случаям, но и ко всем аналогичным. «Если общее приводится вслед за частным, мы рассматриваем только общее, а частное лишь указывает, что нельзя применять правила комментирования типа  или , чтобы сузить область общего случая» /3/.

6.  (клаль у-фрат у-хлаль) Общее, и частное, и общее. Расширительное толкование, но ограниченное лишь случаями, аналогичными тем, которые перечислены в тексте.

7.  (клаль ха-царих ли-фрат у-фрат ха-царих ли-хлаль) Общее положение нуждается в частном примере, и частный пример нуждается в общем положении. Толкование закона, когда он без примера или пример без общей формулы недостаточно понятны. В таких случаях нельзя применить правило или - пример и общее правило рассматриваются как единая информация.

8. 

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»