←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Христианство было второй по времени возникновения из миро-
вых религий. Его история теснейшим образом сплелась с историей
народов прежде всего Европы, а в дальнейшем и многих внеевропей-
ских стран.
Сейчас христианство - одно их самых распространенных рели-
гий на земном шаре: ее приверженцев свыше 1 млрд. человек (глав-
ным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино:
оно распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и
сект, зачастую враждующих между собой.
@Вопрос о происхождении христианства
Наиболее трудной проблемой в истории христианства является
вопрос о происхождении этой религии. Он был предметом продолжи-
тельного и весьма разнообразного обсуждения. В зарубежной литера-
туре по вопросу о возникновении христианства можно проследить два
основных направления. Одно ведет свое происхождение от традицион-
ной богословской точки зрения, согласно которой христианство бы-
ло основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим на земле в ев-
рейской стране Палестине в годы царствования римских императоров
Августа и Тиберия (начало I в.н.э.) и проповедовавшим свое уче-
ние; переданное человечеству его учениками-апостолами, оно сдела-
лось впоследствии достоянием людей. Это чисто церковная точка
зрения, но она в смягченном, наукообразном виде перешла и на
страницы зарубежной исторической литературы.
Другое, противоположное направление в изучении раннего хрис-
тианства ведет свое начало от просветительской литературы XVIII
века, точнее от Шарля Дюпои. Этот предтеча мифилогической школы,
как известно, толковал все образы богов и героев как ас-
трально-мифологические олицетворения; с этих же позиций подходил
он, хотя и мимоходом, к образу Иисуса Христа, считая его тоже
солнечным богом. Когда в середине XIX в. стали лучше изучаться
религии древнего мира с их культами великих богов природы, уми-
рающих и воскресающих богов растительности, свободомыслящие уче-
ные начали и в христианстве открывать многочисленные совпадения с
древними восточными культами. Стали приходить к выводу, что об-
раз Христа составился из сложенных вместе черт древних восточных
богов - Осириса, Митры, Диониса и др., а частью из древнееврей-
ских пророчеств, в которых тоже видели астрально-мифологические
мотивы. Отсюда сделали и тот вывод, что в христианстве вообще нет
ничего оригинального, что это просто перепевы древних астральных
и других мифов еврейского, египетского, сирийского и другого
происхождения. Историческую личность Иисуса Христа ученые этого
направления начисто отрицали.
В дореволюционной России научное исследование истории хрис-
тианства было стеснено церковной цензурой, лишь после 1905 г.
смогли появиться переводы некоторых работ свободомыслящих ученых.
@Источники
Источники изучения раннего христианства делятся на две ос-
новные группы: христианские и нехристианские. Христианские источ-
ники в свою очередь делятся на три категории: канонические книги
так называемого Нового завета; неканонические сочинения - апокри-
фы и др.; произведения апологетов и других раннехристианских пи-
сателей.
Канонические новозаветные книги состоят, согласно церковной
традиции, из следующих сочинений.
Четыре евангелия (греч. буквально - благовестия): "от Мат-
фея", "от Марка", "от Луки" и "от Иоанна"; это повествование о
земной жизни основателя христианства Иисуса Христа, о его пропо-
ведях , чудесах, смерти (распятии) и воскресении. По содержанию
три первых евангелия частью совпадают, частью расходятся друг с
другом; ввиду взаимной близости эти три евангелия называют обыч-
но синоптическими; евангелие Иоанна значительно от них отличается.
Деяния апостолов, то есть письма к разным христианским общи-
нам, в том числе 14 посланий других апостолов (Иакова, Петра,
Иоанна, Иуды).
Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова (якобы
автора четвертого евангелия).
Таково церковное мнение об авторстве этих произведений. Цер-
ковь считает их боговдохновенными, то есть написанными хотя и
людьми, но по внушению святого духа, а потому каждое слово их
считается абсолютной истиной.
Однако научная критика совершенно иначе смотрит на новоза-
ветные сочинения и в смысле авторства, и в смысле времени их сос-
тавления. Внимательное изучение показало, что самым ранним из них
является Апокалипсис: он написан, видимо, в 68-69 гг. н.э., вско-
ре после смерти цезаря Нерона (судя по упоминаемым в тексте "се-
ми царям", из которых "пять пали, один есть, а другой еще не при-
шел, и, когда придет, недолго ему быть"; Откр., гл.17, ст.10);
следовательно, разгар восстания иудеев Палестины против Рима. От
этого произведения действительно веет духом ненависти к поработи-
телям, которым предрекается близкая и страшная гибель; еван-
гельской проповеди прощения и терпения здесь нет и в помине.
Автор Откровения ни в коем случае не мог быть автором четвертого
евангелия, проникнутого совершенно противоположным духом. Из
Откровения мы узнаем, что в то время, в 60-х годах, уже существо-
вали несколько христианских церквей, то есть общин; упоминается
их семь, и все в Малой Азии - вероятной родине христианства.
Послания, авторство которых якобы принадлежат апостолу Пав-
лу, появились значительно позже Откровения, и притом в разное
время: они имеют разных авторов. Их делят на три группы:
"ранние", относимые к первой четверти II в., "средние" - ко вто-
рой четверти, и "поздние" - к середине II в. Идеология "поздних"
посланий заметно отличается от "ранних". Семь остальных посланий,
известные под именами других апостолов, очень близки друг к дру-
гу по содержанию и времени написания и заметно отличаются от
"павловских" посланий. Они составлены, видимо, около середины II
века.
Евангелия, считаемые церковью самыми ранними произведениями
, на самом деле написаны тоже не ранее середины II в., притом ав-
торами, плохо знавшими страну и эпоху, о которых шла речь. В
евангелиях встречается множество географических и исторических
ошибок: в них упоминаются животные и растения, неизвестные в то
время в Палестине (например, свиньи, которых евреи считали нечис-
тыми и не разводили) или даже не существовавшие в природе (напри-
мер, горчица, описываемая как большое ветвистое дерево, под стать
"развесистой клюкве"), смешиваются события и лица разных времен
например, царь Ирод, умерший в 4 г. до н.э., и правитель Сирии
Квириний, правивший с 6 г. н.э.).
Евангелия во многих случаях резко противоречат одно другому.
Например, в евангелиях Матфея и Луки приводится генеалогия Иису-
са от царя Давида, причем, по Матфею, эта генеалогия насчитывает
28 поколений, а по Луке - 42; дедом Иисуса по отцу Матфей назы-
вает Иакова, а Лука - Илия. По рассказу Матфея, родители Иисуса
жили в иудейском городе Вифлееме; после рождения ребенка они бе-
жали в Египет, чтобы спасти его от царя Ирода, который приказал
произвести поголовное истребление младенцев. Когда же Ирод умер,
они переселились из Египта в галилейский город Назарет. По рас-
сказу же Луки, родители Иисуса всегда жили в Назарете и лишь в
момент рождения Иисуса оказались, по случаю переписи, в Вифлееме,
после чего спокойно вернулись в Назарет. Таких противоречий в
евангелиях много.
Нечего и говорить, что евангельские рассказы полны разных
чудес и фантастических событий: исцеления неизлечимо больных и
слепорожденных, воскрешения мертвых, хождение по воде и пр. По
всей видимости, текст евангелий многократно переделывался, пере-
редактировался, в него делались новые вставки, нередко противоре-
чившие прежнему содержанию. Поэтому пользоваться евангелиями как
историческим источником очень трудно.
Что касается Деяний апостолов, то они признаются тоже одним
из самых поздних новозаветных сочинений, написанными не ранее се-
редины II в.
Другая категория раннехристианских памятников - неканоничес-
кие сочинения; они хотя и не отвергаются церковью, но не считают-
ся боговдохновенными.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|