Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Религии Индии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


формами, при этом перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного. Определяющей при этом становится мысль о неуничтожаемости: возникновение и уничтожение не затрагивают действительной сущности вещей, происходит лишь колебание внешней оболочки. Таким образом, смерть не несет в себе осознания чего-то противоестественного, она - лишь неоднократный переход к ее продолжению.

С концепцией сансары связано понятие об идеале, обязательной частью которого в индийской философии становится освобождение от пут перерождений, с одной стороны, и отрицание значимости материальных благ - с другой.

В широком смысле карма - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и существования. В узком смысле карма - влияние совершенных действий на характер текущего и последующего существования.

В обоих случаях карма выступает в качестве невидимой силы. Ясным представляется лишь общий принцип ее действия, внутренний же механизм всегда остается скрытым. Карма определяет не только удачные или неудачные условия будущего существования, но и прогресс или регресс по отношению к главной цели человека - освобождению от пут бытия и выхода из круга бесконечных перерождений.

В большинстве случаев карма предстает в виде способа взаимодействия обыденного человеческого бытия и единого пространства ума. Часто карма вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление о божественной предопределенности нравственного порядка идеей естественного космического нравственного миропорядка.

Брахманизм отличает сложный ритуал, обрядовая регламентация жизни. Аскетические подвиги рассматриваются как средство улучшения кармы.

Мифология брахманизма в основном приняла всех божеств ведийского пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями природы, с которыми их поначалу связывали. Одновременно повышался статус самих брахманов: «Есть два вида богов – те, что являются богами и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам – жертвенные дары, а человеческим богам – учёным брахманам – награду». Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую плату – золотом, быками, лошадьми и одеждой.

Важнейшими добродетелями брахманизм считал беспрекословное повиновение брахманам (священнослужителям, жрецам), обожествление царской власти, выполнение дхармы (закона) своей варны (касты), соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Все это якобы создает благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а, в конечном счете, – к слиянию с высшим абсолютом – богом-творцом Брахмой, ибо все живые существа лишь его частицы.

По мере развития религиозного мышления жрецы-брахманы монополизировали практически все сферы жизни древнеиндийского общества. С этого времени в брахманизме начинается переход от многопланового пантеона Ригведы, в котором отсутствовал центральный объединяющий образ, к системе, зафиксированной в Упанишадах, которая сводила все проявления бытия к безличному космическому абсолюту – Брахману. Но в это время жрецы, о которых в "Шатапатхабрахмана" говорится, что это "земные боги", которые сильнее небесных, практически утратили контроль над развитием народных верований арийских и не арийских племён Индии. Появление в 6 в. до н.э. таких религиозных систем, как буддизм и джайнизм, развитие философской мысли – всё это привело к ослаблению брахманизма и поставило перед ним необходимость реформации. Как следствие такой реформации явилось появление в кон. 1 тыс. до н.э. индуизма.

ДЖАЙНИЗМ

Изначально учение джайнов развивалось представителями воинского сословия и некоторыми царями древней Индии. Этих людей называют “тиртханкарами”. Слово это - санскритское и означает “ведущий через океан”. Под океаном подразумевается не обычное море, а сама жизнь, значит, “тиртханкар” - человек, ведущий за собой по жизни. Первым из них джайны считают Ришабху - царя древнего царства Кошала.

Всего насчитывается 24 “тиртханкара”. Последний и главный - Махавира Джины (“Великий герой”) - оказал наибольшее влияние на формирование джайнизма. Он жил в 6 веке до нашей эры. У него было 11 учеников. Они-то и составили джайнистское учение, собрав и систематизировав материалы, которые учитель излагал в своих проповедях.

Когда-то священное писание джайнов было утеряно. Тогда в 4 веке они собрались на всеиндийский сбор и воссоздали его. Но одни признали воссозданные священные тексты, а другие отказались это сделать. Это привело джайнов к расколу на два течения: “дигамбара” и “шветамбара”. Первая объединяет людей, живущих практически без одеяний. Представители второй позволяют себе носить белые одежды.

Само слово “джайн” возникло от “джина”, что значит “победитель”. “Джинами” называли первых проповедников учения и, в частности, самого Махавиру. Все они побеждали не какого-то неприятеля, а самих себя, одерживая победу над собственными помыслами, страстями, поступками.

Джайны считают, что мир не был создан каким-либо божеством, а существует вечно. Сама же вечность делится на периоды подъема и спада. Во время спада, чтобы спасти мир от уничтожения, и появляются “тиртханкары”.

Джайны не верят в существование богов, и под Богом понимают душу, которая ранее находилась в человеческом теле, а затем освободилась от него. Считается, что если душа во время пребывания на земле в каком-либо облике будет поддаваться страстям - жадности, гордости, гневу, то затем, отбыв определенный срок в аду или раю, она снова появится на земле, и вновь будет страдать уже в новом обличии, которое находится в прямой зависимости от поведения в предыдущем рождении. Спастись от этой цикличности и навсегда отделить душу от телесной оболочки, добившись этим полного и подлинного спасения, человек может лишь тогда, когда подавит свои желания, обуздает страсти.

Под полным спасением понимается состояние нирваны - достижение душой вечного блаженства после окончательного оставления телесной оболочки. Мирская жизнь джайнов недостаточна для достижениями нирваны. Поэтому тот, кто стремится к ней, обязательно должен стать аскетом.

Путь к аскетизму длинный и непростой. Три года обычный джайн должен быть послушником и выполнять различные обеты, следующие три года он изучает религиозные трактаты и лишь после этого становится аскетом. Тот, кто достиг этого состояния, вернуться назад, в мирскую жизнь, не имеет права.

Аскеты практически лишены всякого имущества. Все их добро сводится к скорлупе кокосового ореха, которую они используют в качестве миски для еды, и к опахалу из павлиньих перьев, которым подметают перед собой дорогу или место, куда садятся. Аскет ведет образ жизни скитальца: в деревне он может пробыть не более 3 дней, а в городе - не больше недели.

Высшей формой аскетизма у джайнов является самоумерщвление путем добровольного отказа от пищи. Высшим подвигом монаха считалась смерть от добровольного голода. Согласно легендам, таким способом достиг нирваны и сам Махавира. Сейчас такое встречается редко. Вообще самоубийство джайны осуждают, допуская его как исключение или проявление высшей святости.

Одним из основных принципов джайнизма является “ахимса” - непричинение боли, зла, страданий никому другому, пусть даже самому маленькому существу. . 5 основных обетов: 1. Не причинять вреда живому 2. Не красть 3. Не прелюбодействовать. 4. Не стяжать 5. Быть искренним и благочестивым. В этой связи для большинства джайнов присущи две внешние приметы - марлевая повязка на рту и веник. Повязка должна спасать и оберегать мелких мошек, которые при отсутствии ее могут случайно залететь в рот и там погибнуть. Метлой джайны осторожно расчищают перед собой путь, чтобы не раздавить какую-нибудь букашку. По этой же причине они не пользуются транспортом, ведь перед колесами нет метлы. Ходить пешком стараются только днем: ночью опять-таки можно, не заметив, раздавить кого-нибудь. Перед тем, как пить воду, джайны обязательно процеживают ее через плотную ткань. Пищу едят только в тот день, когда ее приготовили, ведь за ночь в ней могут появиться какие-нибудь живые существа.

Исходя из принципа “ахимсы”, джайны не могут быть воинами. Они не занимаются охотой и не могут позволить себе даже занятие земледелием, потому что при вспашке и обработке земли, можно причинить вред какому-нибудь червяку, личинке, находящейся в земле.

Приверженцы джайнизма в основном занимаются торговлей, а ныне среди них есть учителя, служащие, ювелиры, банкиры. Джайном является крупнейший финансовый и промышленный магнат Индии Г.Д.Бирла.

Возможно, именно крайняя суровость аскетической практики была одной из причин относительно слабого распространения этой религии. Выступая против многих положений брахманской идеологии и традиций, она предлагала своим адептам лишь полный разрыв с мирской жизнью и почти безграничный аскетизм. К тому же необходимость строго соблюдать джайнские предписания, запрещающие занятие военным делом, скотоводством и даже земледелием, значительно сужала круг его возможных сторонников. Не удивительно, что этот некогда один из наиболее решительных оппонентов ортодоксальной религии постепенно превратился в узкую замкнутую секту, сохранившую почти неизменным свой первоначальный облик даже в бурные эпохи индийской истории. Сейчас в Индии джайнов насчитывается чуть более трех миллионов человек. Их можно встретить и за пределами Индии - в Пакистане, Бирме, Великобритании, США и в некоторых странах африканского континента.

БУДДИЗМ

Человек, следующий Дхарме, похож на человека,

вошедшего с огнём в тёмную комнату.

Тьма перед ним расступится, и его окружит свет.

Из наставлений

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»