←предыдущая следующая→
1 2
Японии выступало как главный обновитель ре-
лигиозной традиции: основоположниками всех крупнейших течений местно-
го буддизма были монахи. Но в отличии от индийских монахов, японское
монашество было тесно связано с общественно-политической системой и
государственностью, вплоть до выполнения функций полицейского надзо-
ра. Монашество даже вмешивалось в политическую жизнь страны. Для Япо-
нии была характерна прочная связь монастырей со всей системой соци-
ально-политической организации.
Следует оговорится, что описанная нами дифференциация функций раз-
личных типов религиозных деятелей в индийской и японской традициях,
разумеется, достаточно схематична. На практике нередки были случаи,
когда храмовой жрец собирал вокруг себя учеников и представал ярчай-
шим мистиком и обновителем религии например, основатель одной из пер-
вых новых религий Куродзуми-кё Мунэтада.
Важно подчеркнуть, что непосредственно с традиционной надстройкой
были связаны в одной случае жрецы, в другом - монашество, а прочие
категории религиозных деятелей не были в нее интегрированы достаточно
прочно, находились в сравнительно свободном состояние.
С особенностями же мифологического и мистического компонентов рели-
гиозной традиции этих стран, не разделявших, по сути, творца и творе-
ние связана еще одна весьма важная черта. В синтонизме нет сказания о
сотворение человека, ибо между человеком и ками нет существенной раз-
ницы, каждый род имеет своим предком ками. Предполагается, что при
определенных обстоятельствах любой может превратиться в ками после
смерти. Например, как живой ками рассматривался и император.
Непроходимой грани между человеком и сверхъестественным началом не
было и в японском буддизме, большинство сект которого исходило от
отождествления всех живых существ, всех вещей с космическим Буддой.
Монахи-саньясины находились за бортом кастовой системы и соот-
ветсвенно считались ритуально нечистыми. Однако, обладая высшим рели-
гиозным знанием, они в сознании масс наделялись возможностью полного
контроля над материальной природой. Вера в магические чары религиоз-
ного наставника-саньясина (сиддхи) соединяла в одном и том же лице
мифомагизм и мистицизм. Сверхъестественные способности не даровались
автоматически ни правом рождения, ни милостью божества, они по логике
индусского мистицизма создавались ценой индивидуальных усилий под ру-
ководством наставника. Впрочем, наставник в некоторых течениях мог
наделить ученика магическими способностями, волевым актом передать их
ему.
Еще одной чертой, выводимой опять же из заложенных в мифе и мисти-
цизме архаических представлений о нерасчлененности бытия и свойствен-
ной обеим религиозным традициям, было тесное вплетение религиозного
начала в повседневную жизнь. Само по себе переплетение бытового и хо-
зяйственного имело ряд аспектов. В условиях индуисского общества оно
реализовывалось прежде всего через понятие "дхарма" - детальную рег-
ламентацию всех сторон жизни и обязанностей человека, вытекавшую из
его кастовой принадлежности и имевшую религиозное обоснование. Сак-
ральное значение придавалось мельчайшим подробностям принятия пищи,
личных отношений и т.п., религиозными обрядами сопровождалось вступ-
ление человека в каждый новый этап жизни. В сравнительно смягченном
по сравнению с индуизмом виде, но все же достаточно ярко выраженно
была развита бытовая обрядность и в синто.
Однако наиболее существенным, глубинным, моментом в переплетении
мирского и сакрального была потусторонняя ориентация религиозного
комплекса, свойственная сознанию мирян в обеих традициях. В отличие
от христианства, ориентирующего верующего на восприятие земного бытия
как бренного, как прелюдию к вечной жизни, индуистское и японское ре-
лигиозное мировоззрение в его обыденном варианте, было сосредоточено
на идее преходящей, но все же ценности того мира, в который человек
вновь и вновь возращается в результате перерождений.
Нереальный, потусторонний мир как бы пронизовал собой мир посюсто-
ронний, и задача верующего состояла не в пренебрежении к бытию, а в
умении наладить с ним гармонические отношения, увидеть свое сакрально
обусловленное место в нем, следовать его законам, аналогичным законам
космического порядка. Близость божества, ками и духов дала каждой из
религиозных традиций сильный стимул к установкам на наслаждение дара-
ми мира, в котором естественной переплетается с неестественным.
В сознании широких масс мирян процветало чисто мифологическое, конт-
рактное отношение к культу: ублаженное божество обязано было вознаг-
радить своего приверженца вполне реальными благами. Божества - даро-
ватели богатства, плодородия и удачи - важнейшие персонажи пантеона
религиозных систем Индии и Японии.
Итак, чертами, сближающими религиозные традиции Индии и Японии, были
устойчивое сохранение мифологического восприятия и развитость генети-
чески преемственных по отношению к нему форм мистицизма. Как их
следствие в религиозных системах превалировали недуализм мирского и
сакрального, материального и духовного, бога и человека, выражающийся
в частности, в признании божественного, полубожественного статуса или
прямой связи со сверхъестественным началом за определенными категори-
ями религиозных деятелей. Вот с таким, довольно отличавшимся от сред-
невекового христианского, религиозным "багажом" подошли Индия и Япо-
ния к контакту с западным миром.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|