Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Религия и человек

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


может являться оппозиционное течение внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в гос¬подствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике сек¬ты понимаются более узко: как группы, складывающиеся вокруг

какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью,изолированностью, строгим контролем за своими членами, рас¬пространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь. Бывает, что секты требовали и требуют права на имущество своих последователей, превращают последних в постоянных профессиональных миссионеров и вербовщиков новых членов секты.

С каких позиций изучают религию.

Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за ней и учебная дисциплина, изучающая рели¬гию? Не спешите говорить «да» или «нет»: этот вопрос не имеет однозначного ответа.

Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:

1. Конфессиональный (от лат. сопГеззюпаИз — церков¬ный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкрет¬ным конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные ре¬лигиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить ис¬тинность своей религии, доказать ее превосходство над дру¬гими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий

как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что она должна рас¬сматриваться отдельно, вне общего течения истории, по осо¬бой методологии. Такой подход можно назвать еще апологе¬тическим (от гр. аро1о§е11коз — защитительный).

2. Атеистический или натуралистический*, рассмат¬ривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, прехо¬дящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом созна¬нии. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономи¬ческой, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначитель¬ное и даже смешное**.

3. Феноменологический (от гр. рЬашотепоп — явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описыва¬ется и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологичес¬ком изучении религий сыграли историки культуры, археоло¬ги, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее вре¬мя. Их может интересовать историческая роль церкви, кото¬рую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной , либо нейтральной к нему.

Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует думать, что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы, культурологи, принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и очень ценные труды, которые помогут нам при изучении курса.

Вам следует четко осознать, что существуют две различ¬ные вещи: изучение религии и обучение религии. Данный учебный курс предполагает именно изучение религии. Но это абсолютно не противоречит тому, чтобы и вы обучались кон¬кретной религии. А обучаться ей можно в воскресных школах, в церкви, у священнослужителей и проповедников. Идти или не идти к ним — это дело вашего свободного выбора, вашей совести.

Роль религии в жизни человека и общества.

Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в за¬висимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без ре¬лигии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее че¬ловек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность че¬ловеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и госу¬дарств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одно¬го — живущего по законам какой-либо строгой и изолирован¬ной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предла¬гают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и во¬обще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих рели¬гия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может менять¬ся. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Ре¬лигии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездей¬ствию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничи¬вать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии все¬гда необходимо рассматривать конкретно как роль данной ре¬лигии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свой¬ственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет чело¬веку устройство мира, определяет его место в этом мире, ука¬зывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совер¬шенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обра¬щая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Ко¬нечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторите¬ты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека че¬рез свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и це¬лые государства, живущие по законам данной религии. Конеч¬но, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда

удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печаль¬ное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи мно¬гих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, по¬могают складыванию наций, образованию и укреплению госу¬дарств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших дале¬ких предков объединяла не столько национальная, сколько ре¬лигиозная идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распа¬ду государств и обществ, когда большие массы людей начина¬ют противостоять друг другу по религиозному принципу. На¬пряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически воз¬никают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими ме¬тодами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. ехп-етиз — крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной напряжен¬ности.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняю¬щим фактором духовной жизни общества. Она сберегает об¬щественное культурное наследие, подчас буквально преграж¬дая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы навер¬няка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (сре¬ди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совер¬шенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятель¬ности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире су¬ществует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церков¬ное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Фор¬мально это так, но, если проникнуть в глубину столь непрос¬того вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.

Философы предлагают четко различать два понятия: куль¬тура и цивилизация, относя к последней все достижения на¬уки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»