Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Религия как культурно- исторический феномен

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

РЕФЕРАТ

По дисциплине: РЕЛИГОВЕДЕНИЕ

Тема: РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Выполнила: студентка Жданова А.Г.

СМОЛЕНСК 2004

Содержание:

1. Структура религии.

2. С каких позиций изучают религию.

3. Проблема возникновения религии.

4. Многообразие и классификация религий.

5. Роль религии в жизни человека и общества.

1. Структура религии.

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых котоые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’

Слово ‘’религия’’ буквально обозначает , связывание, запрягание , повторное обращение (к чему либо). Возможно ,что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Слово ‘’религия ‘’ вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало , что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.

Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной , с какой угодно ,но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.

Религия — очень сложное и многоплановое явление. По¬пытаемся выделить ее главные элементы.

1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может быть человек образованный, много знаю¬щий, но может быть и не имеющий никакого образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и ло¬гики! Она предполагает в первую очередь религиозное чув¬ство, настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Важную роль в этом смысле играет об¬щение людей, так как представление о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не сможет быть облечено в конкретные образы и систему, если человек находится в изоляции от со¬общества себе подобных. Но подлинная вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может рождаться стихийно, интуитивно, из созерцания мира.

Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в про¬цессе общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия

и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним или с ними, утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.

Вера всегда была и остается важнейшим свойством чело¬веческого сознания, важнейшим способом и мерилом его ду¬ховной жизни.

2. Наряду с простой чувственной верой может существо¬вать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира. Бога и человека, о правилах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искус¬стве и т.п. Создатели религиозного учения — специально об¬разованные и подготовленные люди, многие из которых обла¬дают особыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию, не¬доступную остальным. Религиозное вероучение создается философами (религиозная философия) и теологами. В русском языке может при¬меняться полный аналог слова «теология» — богословие. Если религиозные философы занимаются наиболее общими вопро¬сами устройства и функционирования божьего мира, то бого¬словы излагают и обосновывают конкретные аспекты данно¬го вероучения, изучают и толкуют священные тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет отрасли, например, нравственное богословие.

3. Религия не может существовать без какой-либо религи¬озной деятельности. Миссионеры проповедуют и распрос¬траняют свою веру, теологи сочиняют научные труды, препо¬даватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. возделыва¬ние, уход, почитание). Под культом понимается вся совокуп"

ность действии, которые совершают верующие с целью покло¬нения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Обряды и другие культовые действия могут быть магичес¬кими (от лат.- чародейство, колдовство, волшеб¬ство), т.е. такими, с помощью которых особые люди или слу¬жители культа пытаются таинственным, непознаваемым способом воздействовать на окружающий мир, на других лю¬дей, изменить природу и свойства тех или иных предметов. Иногда говорят о «белой» и «черной» магии, то есть колдов¬стве с привлечением светлых, божественных сил и темных сил дьявола. Однако магические колдовские действия всегда осуждались и осуждаются большинством религий и церквей, где считаются «происками нечистой силы». Другая разновид¬ность культовых действий — символические обряды (от гр. зилЬоюп — условный вещественный опознавательный знак), которые только изображают или имитируют действия ка¬кого-либо божества с целью напоминания о нем.

Можно выделить также определенную группу обрядов и других религиозных действий, которые явно не относятся к колдовству или волшебству, но, с точки зрения верующих людей, содержат сверхъестественный, таинственный и непо¬стижимый элемент. Они обычно направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в себе самом», соединиться с ним путем «ра¬створения в Боге» собственного сознания. Такие действия обычно называют мистическими (от гр. ггизикоз — таин¬ственный). Мистические обряды могут воздействовать не на всех, а только на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы мистики присутствуют во многих религиях, в том числе и великих мировых. Некоторые религии (как древние, так и современные), в учении которых преобладает мистический элемент, религиоведы так и называ¬ют — мистическими.

Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церков¬ное здание, храм (или молитвенный дом), церковное искусст¬во, предметы культа (утварь, облачения священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в боль¬шинстве религий требуются специально подготовленные свя¬щеннослужители. 0ни могут восприниматься как носители особых свойств, приближающих их к Богу, например обладать божественной благодатью, как православные и католические священники (см. темы VI, VII, IX, X), а могут быть и про¬сто организаторами и руководителями богослужений, как в протестантизме или исламе (см. темы VIII, XI). Каждая ре¬лигия разрабатывает свои правила отправления культа. Один культ может быть сложным, торжественным, детально утвер¬жденным, другой — простым, дешевым, а возможно и допус¬кающим импровизацию.

Любой из перечисленных элементов культа — храм, пред¬меты культа, священство — может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически неза¬метен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно вели¬ка: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обме¬ниваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвен¬ную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличи¬вает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.

4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями* (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении цер¬ковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. прилагательного сопГеззюпаПз — церков¬ный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, на¬пример, «человек православного вероисповедания»).

Смысл и суть объединения верующих по-разному понима¬ются и трактуются в разных религиях. Например, в православ¬ном богословии церковь — это соединение всех православных:живущих ныне, а также уже умерших, т. е. пребывающих в «жизни вечной» (учение о видимой и невидимой церкви). В этом случае церковь выступает в качестве некоего вневре¬менного и внепространственного начала. В других религиях под церковью понимается просто объединение единоверцев, признающих определенные догматы, правила и нормы пове¬дения. Некоторые из церквей делают акцент на особую «по-священность» и изолированность своих членов от всех окру¬жающих, другие, наоборот, открыты и доступны для всех.

Обычно у религиозных объединений существует организа¬ционная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т.п.), монаше¬ство со своей специфической организацией; иерархия (сопод¬чинение) духовенства. Существуют религиозные учебные за¬ведения, готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные организации и т.п. Хотя все пе¬речисленное абсолютно не обязательно для всех религий.

Церковью

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»