Церковью обычно именуют крупное религиозное объеди¬нение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях упорядочены веками, зачас¬тую в них имеется деление на священнослужителей и простых мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной своей массе они анонимны (т.е. учет церко¬вью не ведется), их религиозная деятельность и жизнь посто¬янно не контролируется, за ними остается относительная сво¬бода мыслей и поведения (в рамках учения данной церкви)*.
От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с гре¬ческого оно означает всего лишь учение, направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в гос¬подствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике сек¬ты понимаются более узко: как группы, складывающиеся вокруг
какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью,изолированностью, строгим контролем за своими членами, рас¬пространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь. Бывает, что секты требовали и требуют права на имущество своих последователей, превращают последних в постоянных профессиональных миссионеров и вербовщиков новых членов секты. Вопрос об оценке каждого такого религи-
2. С каких позиций изучают религию.
Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за ней и учебная дисциплина, изучающая рели¬гию? Не спешите говорить «да» или «нет»: этот вопрос не имеет однозначного ответа.
Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:
1. Конфессиональный (от лат. сопГеззюпаИз — церков¬ный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкрет¬ным конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные ре¬лигиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить ис¬тинность своей религии, доказать ее превосходство над дру¬гими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий
как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что она должна рас¬сматриваться отдельно, вне общего течения истории, по осо¬бой методологии. Такой подход можно назвать еще апологе¬тическим (от гр. аро1о§е11коз — защитительный).
2. Атеистический или натуралистический*, рассмат¬ривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, прехо¬дящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом созна¬нии. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономи¬ческой, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначитель¬ное и даже смешное**.
3. Феноменологический (от гр. рЬашотепоп — явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описыва¬ется и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологичес¬ком изучении религий сыграли историки культуры, археоло¬ги, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее вре¬мя. Их может интересовать историческая роль церкви, кото¬рую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной , либо нейтральной к нему.
Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует думать, что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы, культурологи, принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и очень ценные труды, которые помогут нам при изучении курса.
Вам следует четко осознать, что существуют две различ¬ные вещи: изучение религии и обучение религии. Данный учебный курс предполагает именно изучение религии. Но это абсолютно не противоречит тому, чтобы и вы обучались кон¬кретной религии. А обучаться ей можно в воскресных школах, в церкви, у священнослужителей и проповедников. Идти или не идти к ним — это дело вашего свободного выбора, вашей совести.
3. Проблема возникновения религии.
Вопрос о том, как и когда возникла религия, — сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа.
1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был
быть создан Богом в результате акта творения*. Религия воз¬никла потому, что существуют Бог и человек, который спосо¬бен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения гово¬рят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о воз¬никновении религии снимается: она существует исконно.
2. Религия — продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир. Поначалу древние люди были атеистами, но вместе с искусством, зачатками на¬уки, языком у них появились элементы религиозного мировоз¬зрения. Постепенно они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого воззрения стала теория проис¬хождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции. Эта теория (гипотеза**) достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1) происхождение человека от обе¬зьяноподобных (либо иных зоологических) предков никак не может считаться окончательно доказанным: слишком много здесь «темных мест», да и археологические находки останков древнего обезьяночеловека весьма отрывочны; 2) находки, сделанные при раскопках древнейших стоянок человека совре¬менного типа подтверждают, что он уже имел некие (не совсем понятные нам) религиозные представления, а убедительных аргументов в пользу существования «дорелигиозного перио¬да» в истории человечества так и не обнаружено.
Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатиро¬вать, что вопрос о происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие дискуссии.
Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно, например, библейскому учению, она долж¬на была быть религией единого Бога. Ведь Адам и Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии, Бог пока¬рал человечество за попытку построить Вавилонскую байню «до неба». Он разделил людей на языки (т. е. отдельные на¬роды), которые стали верить в многочисленных богов. Так вместе с разными языками появились и разные языческие религии. Если следовать этой логике, то человечество шло от единобожия первочеловека к многобожию, а затем (с появ¬лением ветхозаветной религии, христианства, ислама) снова к единобожию. Данную точку зрения разделяют не только богословы, но и весьма серьезные ученые. Они нахо¬дят ей подтверждение, анализируя древнейшие мифы, данные археологии, этнографии и филологии.
Другие археологи и историки (придерживающиеся нату¬ралистического взгляда на мир) утверждают, что первона¬чально человек обожествлял силы природы, предметы, живот¬ных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге. Схематично религиозный путь человека можно выразить так:
от примитивных верований к языческому многобожию (по¬литеизму), а затем к единобожию (монотеизму).
Археология и этнография подтверждают наличие у древ¬них людей примитивных верований в сверхъестественные силы. Вера в магические свойства предметов — камней, кус¬ков дерева, амулетов, фигурок и т.п. — получила в науке на¬звание фетишизм (от порт. п(.1со — магическая вещь)*. Если люди (племя, род) поклоняются животному и растению как своему мифическому предку или защитнику, то это веро¬вание обычно называют тотемизмом (слово «тотем» пришло от североамериканских индейцев и буквально оз¬начает «его род»). Вера в существование бесплотных духов и душ, населяющих мир, называется анимизмом (от лат. атта — душа). Древний человек одушевлял, уподобляя себе, грозу, дождь, скалы, реки, источники и многое другое. Воз¬можно, что именно из этого родилось представление о множе¬стве богов.
4. Многообразие и классификация религий.
Как вы уже, наверное, заметили, «религии вообще» не суще¬ствует. Существуют христианство, буддизм, синтоизм и т.д. В мире бытует множество религий, включая совсем малочисленные по количеству приверженцев. Точно подсчитать все религии мира, как и количество их последователей, весьма трудно. Возникает вопрос: почему религий много? Ответ достаточно очевиден: люди различны, они живут в непохожих условиях в разных частях зем¬ли, по-разному воспринимают окружающее. Столь же различны и их представления о Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как строить храмы (и строить ли их вообще). Но, изучая курс «Религии мира», вы узнаете и другое: многие положения разных вероисповеданий, сюжеты мифов и священных писаний, нормы нравственности и правила богослужения у разных наро¬дов, живущих в отдаленных концах земли, могут быть в чем-то очень схожи. Иногда это сходство легко объяснимо заимствова¬ниями, иногда оно является загадкой для исследователя. Ученые, изучающие культуру, называют совпадающие и очень близкие представления, мифологические сюжеты разных народов архети¬пами. Они возникают в сознании людей, разделенных тысячеки¬лометровыми пространствами, параллельно и независимо друг от друга. Архетипньши являются, например, представления о все¬мирном потопе, которые встречаются у древних китайцев, инду-
сов, египтян, вавилонян и др. Вы сами без труда назовете несколь¬ко архетипных
|
|