Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Религия как культурно- исторический феномен

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


архетипных сюжетов сказок.

Любое исследование или изучение начинается с классифи¬кации изучаемых объектов. Классификация помогает понять внутренние связи, определяет логику изложения материала. Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы:

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности, но не исчезли в созна¬нии человека, а сохранились и бытуют среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе — напрасно, без пользы, попусту) — примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно рели¬гиями, так как в них нет места Богу или богам,'и они не со¬ставляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые со¬ставляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейско¬го народа).

3. Мировые религии (вышедшие за пределы наций и госу¬дарств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христиан¬ство, буддизм и ислам.

Все религии можно также разделить на две большие груп¬пы: монотеистические (от гр. топоз — один, единствен¬ный и Аеоз — бог), т.е. признающие существование единого Бога, и политеистические (ро1у — много и Шеоз — бог), поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «полите¬изм» иногда используется его русский аналог — многобожие.

5. Роль религии в жизни человека и общества.

Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в за¬висимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без ре¬лигии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее че¬ловек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность че¬ловеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и госу¬дарств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одно¬го — живущего по законам какой-либо строгой и изолирован¬ной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предла¬гают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и во¬обще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих рели¬гия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может менять¬ся. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Ре¬лигии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездей¬ствию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничи¬вать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии все¬гда необходимо рассматривать конкретно как роль данной ре¬лигии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свой¬ственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет чело¬веку устройство мира, определяет его место в этом мире, ука¬зывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совер¬шенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обра¬щая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Ко¬нечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторите¬ты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека че¬рез свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и це¬лые государства, живущие по законам данной религии. Конеч¬но, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда

удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печаль¬ное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи мно¬гих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, по¬могают складыванию наций, образованию и укреплению госу¬дарств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших дале¬ких предков объединяла не столько национальная, сколько ре¬лигиозная идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распа¬ду государств и обществ, когда большие массы людей начина¬ют противостоять друг другу по религиозному принципу. На¬пряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически воз¬никают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими ме¬тодами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. ехп-етиз — крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной напряжен¬ности.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняю¬щим фактором духовной жизни общества. Она сберегает об¬щественное культурное наследие, подчас буквально преграж¬дая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы навер¬няка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (сре¬ди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совер¬шенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятель¬ности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире су¬ществует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церков¬ное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Фор¬мально это так, но, если проникнуть в глубину столь непрос¬того вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.

Философы предлагают четко различать два понятия: куль¬тура и цивилизация, относя к последней все достижения на¬уки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое мож¬но употребить во благо, а можно превратить в средство убий¬ства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Куль¬тура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из главных факторов, который предохра¬няет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

Таким образом, религия выполняет в истории созидатель¬ную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в.

Христианская культура с многовековыми традициями утвер¬дилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально пре¬образив его.

Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершен¬но противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что пос¬ле утверждения христианства государственной религией Рим¬ской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных обще¬ственных порядков, традиций и законов жизни. Так как рели¬гия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церк¬ви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой ох¬ранительной части политического спектра. Их роль в каче¬стве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству...

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»